...имеет отношение к категории реальности. Именно опора на нее сделала возможным столь лавинообразное, но однообразное развитие клинической теории и практики в индивидуалистическую эпоху модерна. Разумеется, если рассматривать реальность как очевидное, объективно присутствующее и относительно стабильное во времени образование, тогда любые отклонения в ее восприятии, интерпретации и, как следствие, рассогласующееся с ней поведение можно использовать в качестве опоры для постановки психопатологического диагноза.В эпоху же постмодерна методологическая опора в виде диагностического клинического критерия «тестирование реальности» уже не имеет смысла, поскольку реальность становится множественной (особенно после постулирования семантики возможных миров, согласно которой мир, в котором мы живем, возможно, лишь один из многих). Более того, мы также живем в эпоху примата дискурса, когда реальностью является уже то, что было произнесено, написано, снято, изображено вне зависимости от того, является ли это «фактом» в прежнем «модернистском» смысле этого слова..."
Признаюсь сразу, я не такой тонкий знаток постмодерна, как автор. Но, мне кажется, что подобное мышление, хотя и не является модерновым, имеет гораздо более ранние истоки. Не в дискурсе правда, а в гламуре.[ Spoiler (click to open)]Спасибо за подсказку Виктору Олеговичу

Слово стало широкоупотребительным благодаря Вальтеру Скотту, в чьей поэме The Lay of the Last Minstrel оно обозначает особое волшебство, превращающее людей, их жилища и т. д. в более великолепные версии самих себя. То есть мы имеем дело со старым добрым донаучным, магическим мышлением. Примеров чего в статье масса. Например "Утратив же свое наименование, клинические феномены перестанут существовать в виде предопределенной реальности" То есть не называй
Сдается мне, мы имеем дело со старым грехом отечественной гештальт-терапии, ее "попсовостью" не изжитой и на Украине, идущей Европейскми шляхом семимильными шагами.
Несмотря на неустанные попытки по "срыву покровов " все как 15 лет тому назад, когда на гештальт-секции Европейского психотерапевтического конгресса в Москве.Ирина Федорус докладывала историю гештальт-движения в России. Говорила при этом, почему то не про Блюму Вольфовну Зейгарник, а совсем в другой манере "этот развелся, этот женился, этот напился и с тем поругался". В заключении делает неожиданный вывод, что все это означает только одно:
-Гештальт-сообщество в России сложилось и успешно функционирует!
-С каким видом искусства Вы могли бы сравнить гештальт-терапию если клиническую психологию можно было бы сравнить с классической русской литературой конца 19 века? - прерывает ошалелое молчание аудитории своим вопросом Марк Евгеньевич
-Я бы тоже сравнила гештальт терапию с классической русской литературой, - находчиво перевела вопрос в утверждение Ирина.
-А я бы с российской популярной музыкой, конца 20 века, - после интеллигентной паузы подитожил Бурно.
Journal information