Кảмин (camin) wrote,
Кảмин
camin

Category:

Архетипический дом бунта на нижегородском фундаменте


Встреча состоится  в воскресенье, 24 апреля в 15.00 в центре "Страна Чудес" на Ул. Тимирязева 7/2 Тема следующей группы активного воображения будет "Архетипы перехода. Архетип бунта".
Первый переход от семейных ролей к социальным архетипам Королевского двора не обходится без подросткового бунта.
Но есть в истории образ вполне взрослых Бунтарей. В Нижнем это Козьма Минин, многочисленные горьковские образы купцов-бунтарей имеющие под собой вполне реальную историческую основу в виде купцов старобрядцев Бугровых, Блиновых и иже с ним. Под обояние этого архетипа попадали даже нижегородские власьимщие экс-губернаторы и градоначальники.

Не оставляет меня последние дни вопрос. Что простому россиянину, к примеру подростку, нужно такого сотворить, что бы на него обратили внимание близкие или просто прохожие?
Что бы поняли что с ним не все в порядке и отвели к психиатру. Суицидальные попытки успешно игнорируются, как "шантажное поведение". Голым им что ли по улицам бегать или в синий с жовтым по половине тела красить?!!

Что бы пояснить как это проявляется в брендовых архетипах, в этот раз не приеду отрывок  из диссертации Чернышова А, В РУССКИЕ АРХЕТИПЫ В БРЕНДИНГЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕЛЕРЕКЛАМЫ Поскольку я не согласен с позицией автора в сказках бунтарем видящего Кащея. Кащей практически единственный образ мужчины мага, в русских сказка. Все остальные магические персонажи женские. А его отрицательная аура лишь следствие христианизации. Не мог быть сын Велеса и Мары положительным героем. Потому обоатимся к первоисточнику Тем более что книга Марк и Пирсон так и называется  "Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов"
Девиз:«Правила существуют для того, чтобы нарушать их»Злодей в мелодраме крутит свой ус и улыбается, но объятые ужасом юные девушки испытывают, тем не менее, неодолимое влечение к нему. Сирены поют и направляют моряка к его неотвратимей гибели.
Бунтарь обладает притягательностью запретного плода. Недавно на одной из конференций Кэрол Пирсон посетила заседание рабочей группы на тему «Быть Бунтарем». Там были только стоячие места! Похоже, что чем правильнее наше поведение и чем серьезнее мы относимся к нашим обязанностям, тем сильнее нам хочется быть Бунтарями или, по крайней мере, превратиться в них хотя бы на короткое время.
Конечно, мы говорим о Бунтаре в его самых позитивных проявлениях, о таких фигурах, как Робин Гуд или Зорро. Эти Бунтари, обнаружившие, что их характерная индивидуальность выходит за пределы существующей социальной структуры, преданы более глубоким и истинным ценностям, чем те, которые господствуют в обществе. Такие Бунтари являются романтическими фигурами, готовыми разрушить общество, которое разъедают тирания, репрессии, конформизм и цинизм. В современной истории нам на ум приходят участники демонстраций в Китае и движения за гражданские права и против войны в Соединенных Штатах — одни из тех революционеров, которые сделали наш мир тем, чем он является сейчас.
Конечно, мы знаем Бунтарей, лишенных подобных принципов — они проявляют враждебность и гнев, склонны приносить в жертву окружающих и ни перед чем не останавливаются только для того, чтобы получить желаемое. Люди, которые не смогли получить желаемое нормальным и социально приемлемым способом, могут обратиться к противоправным или неэтичным стратегиям, чтобы одержать верх. Они могут быть аморальными, но, по крайней мере, они воспринимаются как сильные. Если Герой хочет, чтобы им восхищались, Бунтарю достаточно, если его будут просто бояться. По крайней мере, страх подразумевает какую-то власть. Бунтари могут различаться по стилю. Каждый из них выбирает свой собственный путь: анархист, революционер, бритоголовый или подросток с многочисленными татуировками и пирсингом могут ощущать собственную силу, вызывая замешательство или дискомфорт у окружающих.
Любые эффективные действия против них разгоняют страх преследования, поэтому ковбои в черных шляпах врываются в городок верхом, ведя беспорядочную стрельбу только для того, чтобы нарушить привычный порядок вещей и ощу
тить свою власть. И Герой, и Бунтарь испытывают гнев. Герой начинает действовать, когда несправедливость приводит его (или ее) в ярость. Гнев Бунтаря провоцирует то, что им (или ею) пренебрегают как личностью. Если Герой идентифицирует себя со своей общиной, то Бунтарь чувствует себя абсолютно чуждым ей. Вообразите себе типичного злодея из комиксов о Супермене или Бэтмене (Лекса Латхора или Джокера), который нередко озлобляется в результате унижений и гонений (за то, что был не таким, как все, калекой или обладал каким- либо дефектом).
Естественная среда обитания Бунтаря — это потайные, укромные места. Психолог К. Г. Юнг писал об архетипе Тени, которой обладают как индивиды, так и культура: качествах, которые они считают неприемлемыми и поэтому отрицают и скрывают их. Люди даже самим себе не хотят признаваться в существовании Тени, поэтому они зачастую проецируют ее на окружающих, считая, что именно окружающие являются их проблемой.
Бунтаря можно узнать в мятежнике, революционере, злодее, диком мужчине или дикой женщине, неприспособленном человеке, враге или иконоборце.
Бунтарь является сосредоточением теневых черт культуры — т. е. тех качеств, которые общество презирает и отрицает. В этом качестве Бунтарь может высвобождать накопившиеся страсти общества, — в давние времена в праздники дозволялось очень многое (например, в Англии во время кельтского праздника Бель- тайн — 1 мая (Вальпургиева ночь), все сексуальные ограничения отменяли на одну ночь) — и служит в обществе своего рода предохранительным клапаном, что лишь помогает стабилизировать культуру. В наше время рок-фестиваль в Вудстоке олицетворяет собой положительный образ бунтарской культуры, вырабатывая потенциал для более утопических времен, тогда как роман Рой Габриэль «Altamont» («Альтамонт») рисует антиутопическое общество Бунтарей, скатывающееся в пропасть насилия.
Достаточно лишь вспомнить об успехе романов и фильмов о Бунтарях, чтобы оценить силу этого архетипа в современном обществе: в фильме Рэя Николаса «Мятеж без причины» (1955) или романе Джека Керуака «На дороге» (1957) постоянное отчуждение от культуры ведет к нарушению культурных норм и запретов. Резонанс, вызванный такими книгами и фильмами, говорит о том, что какая-то частица в нашей душе также постоянно ощущает отчуждение от
Бунтарь
Основное желание: месть или революция.
Цель: разрушить то, что не работает (для Бунтаря или для Общества).
Страх: оказаться бессильным, заурядным, непоследовательным.
Стратегия: ломать, разрушать или шокировать.
Ловушка: перейти на темную сторону.
Награда: неистовость, радикальная свобода.


господствующей культуры, особенно когда мы находимся в юном возрасте. В других фильмах, например «Бонни и Клайд» (1967) и «Буч Кэссиди и солнечный зайчик» (1969) Бунтарь изображен как достойный славы персонаж, а нарушение правил — как освобождение.
В других произведениях, таких как «Крестный отец» (1972) или «С широко закрытыми глазами» (1999), разрабатывается тема привлекательности криминального или запретного поведения. Хиппи в 1960-х годах внедрили бунтарские ценности контркультуры в культуру, а когда дети, рожденные во времена «бэби бума», выросли, эти ценности стали принадлежностью основной части общества, а вместе с ними — и такие журналы, как «Rolling Stone». Сегодня рок-музыку, которая некогда принадлежала контркультуре, предпочитают представители среднего класса в весьма зрелом возрасте.
В каждом поколении подростки стремятся к бунтарской продукции. Всего лишь несколько лет назад в эту категорию попадала краска для волос фиолетового цвета. Сегодня этой потребности отвечают татуировки и пирсинг, многие формы хип-хопа и рэпа, а также мотоциклы «Harley-Davidson» (привлекающие бунтарей любого возраста). К бунтарским брендам относится MTV, которое любят многие подростки и которое так сильно тревожит многих родителей. В более мягкой форме это же справедливо и для канала «Fox», который сильнее, чем остальные коммерческие вещательные сети «ABC», «NBC» или «CBS», делает акцент на шокирующие и экстремальные новости. Хотя «Calvin Klein», несомненно, является брендом Любовника, поскольку образность этой фирмы насыщена сексуальностью, компания обладает также качествами Бунтаря, поскольку балансирует на грани того, что дозволяют общественные приличия.
Тысячи людей слушают Говарда Стерна или смотрят программу «Политически некорректно», пьют текилу, «Jack Daniels» или «Southern Comfort» или курят сигареты «Winston». Пиратского вида заплатка на рубашке фирмы Hathaway, вполне добропорядочном изделии во всех остальных отношениях, придает бунтарский «налет» ее хозяину. Что касается движения женщин, то его образованные представительницы, занимающиеся профессиональной деятельностью, под влиянием книги Клариссы Пинколы Эстес (Clarissa Pinkola Estes) «Бегущая с волками» пытаются вернуть утраченную ими инстинктивную дикую женщину, живущую в их душе. В свою очередь, Роберт Блай (Robert Bly) и другие авторы побуждают мужчин заняться поисками их собственного дикого мужчины.
Когда у людей присутствует сознание Бунтаря, они острее осознают то, что цивилизация ограничивает самовыражение человека. Классический американский роман Натаниэля Готорна «Алое письмо» (1850) противопоставляет пуританское общество более свободной жизни в лесу, которая связана с сексуальностью, витальностью, грехом и, как это ни парадоксально, трансформированной добродетелью. Американские книги и фильмы, критикующие общество, нередко изображают то, как хорошие люди вынуждены нарушать закон во имя торжества справедливости. Известным примером такой книги является роман Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». Эту же тему поднимают современные фильмы — «Тельма и Луиза», «Жареные зеленые помидоры» и «Правила сидрового дома», в которых отдельные группы людей чувствуют себя настолько беззащитными перед лицом общества, что вынуждены нарушать закон просто для того,
чтобы выжить. Такие исторические фигуры, как Ленин или Малькольм Икс, демонстрируют, что происходит в обществе, в котором лидеры обездоленных групп отчуждаются настолько, что прибегают к насилию.
В повседневной жизни такие знаменитости, как Брэд Питт, Джек Николсон и Мадонна, преуспели благодаря тому, что нарушили устаревшие правила и люди восприняли это как освобождение. При условии сексуальной свободы и даже промискуитета — и одновременного ношения христианского креста и имени Святой Девы — характерная индивидуальность бренда Мадонны бросает вызов историческим различиям между девственницей и шлюхой. Такая индивидуальность бренда требует способности пойти на риск. Она может принести бешеный успех, если общество готово к тому, чтобы его ценностям был брошен вызов. Если же общество не готово, то такой бренд может повлечь за собой серьезный провал, критику и позор.
В Советском Союзе капиталистическое поведение считалось бунтарским, хотя обстоятельства вызывали необходимость прибегать к услугам черного рынка (который, без всяких сомнений, был капиталистическим в своих крайних проявлениях). Со временем возникла целая нация Бунтарей, появление которой привело к разрушению коммунизма (по крайней мере, в той форме, в которой он существовал).
Тем не менее Бунтарь заключает в себе угрозу того, что восстание индивидуального, тихого мятежника примет такие формы, которые разрушат общество, либо разъедая его изнутри, либо обрушив на него яростный взрыв. Негативная сторона этого архетипа проявляется в персонажах вроде Дарта Вэйдера (Darth Vader) и других негодяев, вставших на сторону зла. Таким образом, негативная ипостась Бунтаря процветает в организациях, в которых выгода и конкуренция превалируют над нравственными ценностями и чувством социальной ответственности; всегда существует опасность, что поглощение компании путем скупки ее акций на рынке разрушит характерную индивидуальность (и, следовательно, душу) здоровой компании.

Поработать с этими архетипическими образами я предлагаю на следующей группе.

Узнали в этих образах те архетипы, с котoрыми мы взаимодействовали ранее? Если нет, то не беда, группа открыта. А на следующих занятиях мы обратимся к трем другим архетипам (Поиску, Любви и Творчеству)

Телефон для записи: +79200564456
Ведущий: Андрей Камин, Президент Российской Ассоциации Телефонной Экстренной Психологической Помощи,

Стоимость 400 рублей

Зарегистрироваться
Московская групп активного воображения и Конкретная группа для конкретных людей

Tags: Нижний Новгород, Юнг, спихотерапия
Subscribe

Posts from This Journal “спихотерапия” Tag

promo camin april 13, 2037 11:22 74
Buy for 10 tokens
Бывший Как вернуть любимогоPosted by Андрей Камин on 17 сен 2017, 08:22 Есть так же каналы: 1) Ратэпп https://t.me/ratepp с трансяциейratepp и группы вконтакте и еще пары источников и уютныечатики для обсуждения новостей из жизни телефонов доверия в Телеге и Вацапе. А теперь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments