
Генерал Олег Калугин тогда заявил, что работал в КГБ с женой Толкачёва, и её освободили из тюрьмы то ли при Горбачеве, то ли уже при Ельцине. Она пыталась связаться с Посольством США чтобы узнать о судьбе денег её мужа, но американцы её проигнорировали
Оригинал взят у
Деньги ЦРУ подлежали аккумулированию на открытом на имя Толкачёва в американском банке эскроу-счете под 8,75% процентов годовых. Счет эскроу (escrow) – это депонирование в банке денежной суммы на имя другого лица с тем, чтобы она была выдана ему лишь при наступлении некого условия. В случае Толкачёва таким условием было его бегство за границу.
В декабре 1980 г. Толкачёв попросил, чтобы проценты от депонированной суммы выдавалось ему в рублях по курсу чёрного рынка в СССР в конце каждого года сотрудничества. За неполные шесть лет шпионской деятельности (1979-1985 гг.) Толкачёв получил от американцев 789 500 советских рублей наличными, и около двух миллионов долларов США оказались депонированы на его имя в США.
Условие, предусмотренное экроу-счетом так и не наступило – 9 июня 1985 года Толкачёв был арестован, в 1986 году Верховный суд СССР признал его виновным в «Измене Родине», приговорив к смертной казни, 24 сентября 1986 года приговор был приведён в исполнение.
У Толкачёва была жена Наталья Ивановна (в девичестве Кузьмина) 1935 года рождения которая работала вместе с ним в НИИ «Фазотрон», являясь специалистом по антеннам, и сын Олег 1966 года рождения, который на момент ареста отца учился в Московском архитектурном институте.
Интересно, что Толкачёв просил у американских кураторов для сына-студента чертёжные карандаши разной твердости, чернила, перья, стиральные резинки, и прочие чертёжные принадлежности, которые в Союзе достать невозможно. А также записи Deep Purple, Led Zeppelin, Uriah Heep и других западных рок-групп, объясняя, что хотя всё это можно приобрести в Москве на чёрном рынке, но это были перезаписи плохого качества, а сыну нравится чистый звук.
В Интернете есть сведения, что Олег Адольфович Толкачёв стал «видным российским архитектором», но это явная ложь – из Московского архитектурного института в 1985 году он должен был вышиблен с чёрным билетом через неделю после ареста шпиона-отца.
Жена Толкачёва Наталья Ивановна на воле не задержалась, получив в 1986 году срок по той же статье «Измена Родине», хотя никакого участия в шпионской деятельности мужа она не принимала, и лишь «что-то там подозревала».
Бывший руководитель отдела спецопераций ЦРУ в СССР Пол Редмонд на той Конференции это яростно отрицал, заявив, что ЦРУ предприняла «невероятные усилия, чтобы найти сына Толкачёва, и помочь ему получить деньги отца».
Интересно, какой из этих двух сценариев правда?
Journal information