Кảмин (camin) wrote,
Кảмин
camin

Category:

Альтернативы позициям жертвы и борца с проблемой

В монографии Шварца по системной семейной терапии, я прочитал что в рамках нарративного подхода, творятся совершенно шаманские вещи. Население окружения клиента различными "злыми духами" проблем, под видом их экстернализации. Деконструкция дискурсов, разоблачающих репрессивную природу этих комплексов коллективного сознательного. Нужно еще перевести клиента с позиции страдающей жертвы в позицию активного Героя-борца.
Однако, сам автор подхода, Уайт, в Картах нарративной практики этим не ограничивался. Посмотрим, что из предложенных им подходов пройдет на московской группе:
"подход список метафор, которые люди используют для того, чтобы определить, какие именно действия они предприняли, меняя отношения с проблемами в своей жизни, и снабдил его комментариями о том, какие возможности скрываются за той или иной метафорой. Вот как он выглядит:
• от проблемы можно уйти, с ней можно развестись (как если бы проблема была спутником жизни — в значительной части мира разводы сейчас разрешены, и человек имеет право брать ответственность за собственную жизнь и определять её направление);
• можно произвести затмение проблемы (если проблема определённым образом «освещает» нашу жизнь, можно понять, что поставить между жизнью и проблемой, чтобы её «свечение» не достигало жизни — как Луна загораживает Солнце во время затмения);
• проблему можно развеять посредством чар или развеять как чары (если мы привлечём магические представления о жизни);

• можно устроить проблеме забастовку (научившись этому у тех, кто проявляет гражданское сопротивление несправедливым требованиям эксплуататоров);
• можно от проблемы отвыкнуть, перестать быть акклиматизированным к ней (как люди, переезжая в другую климатическую зону, отвыкают от прежних привычек);
• можно отделиться от проблемы, «вылететь из её гнёзда» (как если бы проблема в какой-то степени вырастила и воспитала нас, но теперь мы выросли и можем жить самостоятельно);
• можно бойкотировать требования проблемы (это тоже из дискурса гражданского сопротивления и социального протеста);
• можно лишить проблему сил (если мы верим, что можем чему-то придать сил, то можем ведь и отобрать их обратно);

можно перестать терпеть влияние проблемы (и заявить о своём протесте, провести манифестацию и пр.);
• можно проблему обучить и воспитать (заимствовав необходимые умения из соответствующих практик и учреждений);
• можно убежать от проблемы или освободить свою жизнь от проблемы (если проблема — оккупант, то мы можем либо бежать в другую страну, либо устроить восстание или революцию);
• можно провести обратную аннексию территорий, вернуть себе территорию жизни (представить себе, что ты монарх или политик, способный издать соответствующий указ);
• можно проблему подорвать (как делают инженеры и геологи, если встречаются с препятствием, обойти которое невозможно: пара шашек динамита — и появляется проход);
• можно уменьшить давление проблемы (откачать насосом, повернуть вентиль и пр. — многое в наших руках);
• можно отказаться от приглашений сотрудничать с проблемой (если представить, что и мы, и проблема — представители гражданского общества; тогда мы имеем право и возможность сказать «нет» на её приглашения);
• можно покинуть ареал распространения проблемы (если представить, что проблема — это какое-то неприятное животное или насекомое, а сам человек — путешественник);
• можно заставить проблему признать свою ответственность (из представлений о правосудии — проблема причинила нам вред, и мы привлекаем её к ответу);
• можно выйти из тени, наброшенной на жизнь человека проблемой (как будто проблема загораживает нам источник света);
• можно опротестовать заявление проблемы о том, кем человек является (проблема ведёт себя так, как если бы её заявления были истиной в последней инстанции? А мы поищем другие источники информации и проведём критический анализ высказываний проблемы);
• можно ослабить хватку проблемы (физиологическая метафора: что мы можем сделать, чтобы проблему одолела слабость, чтобы у неё нарушилась координация?..);
• можно выкупить свою жизнь у проблемы, так сказать, расплатиться по кредитам (как если бы проблема соблазнила нас взять у неё кредит под большие проценты, а мы  мобилизуемся и досрочно всё выплачиваем);
• можно отобрать свою жизнь, чтобы проблема не дёргала нас за ниточки (как будто бы проблема — кукловод, превращающий нас в марионетку);
• можно написать заявление об уходе, уволиться, перестать работать на проблему (как если бы проблема была работодателем, нанявшим нас);
• можно бросить самому себе спасательный круг (если проблема-пират так или иначе захватила корабль нашей жизни и попыталась выбросить нас за борт);
• можно восстановиться и выздороветь после проблемы (как после травмы в спорте);
• можно, так сказать, украсть свою жизнь у проблемы (сначала она украла у нас жизнь-сокровище, а теперь мы «выкрадем» её обратно);
• можно приручить проблему (если проблема — дикий зверь, который просто пока не умеет уживаться);
• можно проблему «обуздать», то есть надеть на неё узду (если мы представляем, что проблема — норовистая лошадь).

Tags: нарратив
Subscribe

Posts from This Journal “нарратив” Tag

promo camin april 13, 2037 11:22 75
Buy for 10 tokens
Бывший Как вернуть любимогоPosted by Андрей Камин on 17 сен 2017, 08:22 Есть так же каналы: 1) Ратэпп https://t.me/ratepp с трансяциейratepp и группы вконтакте и еще пары источников и уютныечатики для обсуждения новостей из жизни телефонов доверия в Телеге и Вацапе. А теперь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments