Кảмин (camin) wrote,
Кảмин
camin

Categories:
  • Location:
  • Mood:

Один звонок может изменить жизнь

По итогам прошедшей Всероссийской юбилейной телеконференции, посвященной 25-летию российских Телефонов доверия мы планируем выпустить очередной вестник РАТЭПП и ряд тематических выпусков в дружественных изданиях.
В числе материалов к публикации есть и это интервью с e_kreslavsky Подросток на лестнице
Что может удержать подростка от самоубийства? Иногда – разговор по телефону.
Психолог Евгений Креславский вместе с коллегами создал первый в СССР телефон доверия для детей и подростков, который действует больше 25 лет. Рассказ о том, как возникла и работает эта служба.
Подготовила Ольга Сульчинская
ФОТО Getty Images

Евгений Креславский – психотерапевт, коуч, консультант по организационному развитию, директор института «Новые возможности». Первый президент Российской ассоциации телефонной психологической помощи.

Детский телефон доверия – 8-800-2000-122. Сегодня это единый общероссийский номер. А самая первая служба психологической помощи была в Санкт-Петербурге, который тогда еще назывался Ленинградом. Ее организовал психолог Евгений Креславский вместе с коллегами в 1989 году.

Psychologies:

Как возникла идея создать службу помощи?

Евгений Креславский:

Идея возникла из трагедии. Мне позвонила мать моего 13-летнего пациента (я, тогда еще молодой психиатр, наблюдал мальчика несколько месяцев) и сказала, что сын покончил с жизнью. Чувство вины накрыло меня. Я пытался понять причины. Пусковым механизмом могла стать обыденная ситуация: его родители вместе с младшей сестрой на короткое время уехали из города. Мальчик мог остро почувствовать свое одиночество в тот момент. И не справился с этим. Но это только догадки. Боль потери до сих пор со мной. Я и сейчас хотя бы раз в год перечитываю странички его дневника – они напоминают мне, насколько мы хрупки. Я пытался понять природу и смысл суицида, намеренного желания уйти из жизни. И тогда, и сейчас мы так мало знаем об этом! Познакомился с психологами, которые работали на взрослом «Телефоне доверия» в Ленинграде. Изучал материалы Суицидологического центра в Москве. К сожалению, статьи западных коллег были тогда недоступны.

Я думал о том, что произошло с моим пациентом и как можно было предотвратить это самоубийство. И неожиданно понял: если бы он не остался совершенно один, если бы был кто-то, кто мог поговорить с ним, возможно, это помогло бы! В прокуратуру, где расследовали этот случай самоубийства, я пришел с предложением создать службу психологической помощи для детей и подростков. Затем несколько лет представлял этот проект в различных инстанциях. Его поддерживали на всех уровнях, но дальше ничего не происходило, ничего не менялось. В 1988 году мы с друзьями и коллегами организовали Институт психотерапии и консультирования «Гармония» и через год, не спрашивая ни у кого разрешения, открыли первую в СССР службу психологической помощи для детей и подростков. Вот этот номер: +7 (812) 708 4041. Каждому, кто по нему звонит, и сегодня оказывают поддержку 24 часа в сутки.

С какими проблемами обычно обращаются?

Е. К.:

Тот, кто набирает номер телефона, спрашивает о том, с чем он психологически не справляется. Темы разные: жесткое обращение с детьми, сексуальное насилие, детско-родительские отношения, буллинг в школе, обесценивание на работе… Но важно помнить, что ситуации бывают схожие, а каждый человек уникален. Поэтому кризисное вмешательство на расстоянии требует особенного умения – полного соприсутствия именно с тем, кто звонит сейчас. Специалисты оказывают психологическую помощь и сообщают о социальных организациях, которые оказывают поддержку в трудных жизненных ситуациях.

Чем работа психолога на телефоне отличается от очного консультирования?

Е. К.:

Настраиваться на собеседника, которого не видишь, не видишь его глаз, выражения лица, позы, гораздо труднее. А он в любой момент может прервать разговор, и с этим уже ничего не поделать. Работа на Телефоне психологической помощи напоминает работу минера. Одно неверное слово, неточная интонация, незаданный вопрос… а цена ошибки высока, иногда это жизнь. Однажды ночью позвонил юноша: его беспокоило, что не складываются отношения со сверстниками. Его манера говорить была необычной: холодной, даже вычурной. Мне было никак не достучаться до главного: что беспокоит его на самом деле. Наконец он сказал, что в детстве наблюдался у врача, который писал диссертацию по аутистическим расстройствам. У меня мелькнуло предположение, что он шизофреник. И через пару минут мой собеседник повесил трубку. Он мгновенно услышал, что я начал разговаривать не с ним, а с диагнозом. Задача консультанта на телефоне доверия – настроиться на собеседника, в течение всего разговора быть с ним, а не со своими фантазмами. Поэтому все, кто работает на телефоне доверия (психологи, врачи, волонтеры), проходят дополнительно специальную подготовку, независимо от образования. Мы даже создали Школу подготовки телефонных консультантов, первую в стране. Для консультанта важно постоянное совершенствование, работа с собой (осознавание своих чувств, ценностей) и супервизия, то есть работа под наблюдением более опытного консультанта. Это необходимо, чтобы 24 часа в сутки оказывать помощь людям, переживающим кризис.

Достаточно ли разговора по телефону для решения проблемы?

Е. К.:

Психологическая помощь по телефону – не решение проблемы, это мгновенная поддержка, помощь любому, кто одинок, отчаялся, переживает стресс или близок к самоубийству. Консультанты стремятся помочь ему прояснить свой опыт и осознать собственные ресурсы. Но это временная поддержка. И некоторые из тех, кто звонит на телефон доверия, принимают решение найти для себя психолога или врача, с которыми они будут работать дальше.

Были ли какие-то провалы в вашей работе?

Е. К.:

Работа телефонной линии не должна прерываться. Ведь в каждый момент кто-то может нуждаться в поддержке. Однажды из-за поломки на линии наш телефон замолчал на сутки. Я метался по городу, стараясь найти всех, кто хоть как-то мог нам помочь. Пробился к Александру Невзорову в «600 секунд» – советские организации реагировали на выступления по телевидению, на следующее утро телефон подключили. А я вот до сих пор переживаю этот перерыв в работе как личное поражение.

Как создавалась служба Телефонов доверия?

Е. К.:

В 1991 году комитет по семье и детству Правительства РСФСР решился обсудить открытие телефонов психологической помощи. Мы максимально активно включились в организацию первой конференции по обсуждению этой проблемы – нас подгонял страх, что управлять тем, во что мы вложили столько сил, будут чиновники, которые ничего не понимают в нашей работе. В результате меня избрали президентом Российской ассоциации телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП). Горжусь, что переизбирали пять раз, также как и тем, что оставил этот пост в 1998 году.

С первых же дней развития Ассоциации мы старались наладить сотрудничество с государством, понимая, что без его помощи невозможно открыть в регионах телефоны экстренной психологической помощи. Ведь такие службы должны быть бесплатными и доступными в любое время для каждого независимо от возраста, пола, религии или национальности.

Спустя еще два года на коллегии министерства социальной защиты я критиковал выступление Владимира Шумейко, первого заместителя Председателя правительства. Он считал, что консультантам не нужна супервизия, а телефону не обязательно работать 24 часа в сутки… Такое может предлагать только тот, кто ни разу не слышал призыва людей о помощи, готовых расстаться с жизнью. Поразительно, как можно принимать важные решения в отсутствие опыта!

Но несмотря на все трудностисегодня в России работают 274 Телефона экстренной психологической помощи – это почти три тысячи консультантов в 150 городах России. Каждый, кто позвонил, имеет право на уважение и будет выслушан независимо от верований, убеждений или выбора. Детали всех звонков, особенно касающиеся частной жизни звонящих, остаются абсолютно конфиденциальными.

Tags: Москва, РАТЭПП
Subscribe

Posts from This Journal “РАТЭПП” Tag

promo camin january 28, 07:55 2
Buy for 10 tokens
страсть дикая и домашняя Тема группы: Секс и любовь в активном воображении В группа с сформировавшейся трукторой темы секса и агресии , если не табуированы, то обсуждаются крайне неохотно. По счатью наша группа открыта и на неее регулярно приходят такие участники. Правда,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments