Не случайно именно Михаил Ромм – автор первого онейро-триллера «Ленин в Октябре»- был включен в тематический план Госкино на 1949 год как режиссер фильма о великом русском физиологе Павлове, увлеченно разрабатывавшем методы контроля за сном и сновидениями. Не случайно и то, что в итоге этот фильм снял Григорий Рошаль, преданный сторонник оргонной теории Вильгельма Райха, сближающей jouissance с павловским психическим слюноотделением. Безумный академик Павлов (в его роли снялся Александр Борисов – непременный участник байопиков, заполонивших экраны кинотеатров на рубеже 40-50-х годов прошлого века) умело вводит своих пациентов в медикаментозный (с помощью излюбленного брома) и гипнотический сон и рассуждает об удивительных особенностях русского менталитета. Согласно Павлову, именно конституциональная глупость приводит к отсутствию функций реальности и ее игнорированию. Павлов понимает, что это - идеальная ситуация для тотального огосударствления jouissance, нужны только механизмы его извлечения. Образы знаменитой Башни молчания – пренатальной матрицы пассивности - и ее узников с умело внедренными в анатомию механическими приводами, позволяющими управлять желанием, были разобраны на цитаты создателями онейро-боевиков, а удивительные эксперименты Павлова открыли дорогу в космос Чернушке и Звездочке, Падалке и Бударину, Лапику и невинно убиенному Мультику...
via
Journal information