Кảмин (camin) wrote,
Кảмин
camin

Category:
  • Location:
  • Mood:

Об архетипах: схематично и динамично

Начал перечитывать, при подготовке к группе по редактированию книги судеб Архетипическим сюжетам русское издание "Героя и Бунтаря" Марк и Пирсон. И открыл для себя интересные рассуждения автора предисловия Владимира Домнина, директора по маркетингу сети книжных магазинов «Буквоед», автора книги «Брендинг: новые технологии в России (СПб.: Питер, 2004) "Вообще, двенадцать архетипов Кэрол Пирсон выглядят несколько упрощен­ными, и их следует воспринимать в первую очередь как основу для размышле­ний, а не как инструкцию к действиям. Неслучайно некоторые специалисты вы­деляют более 70 (!) архетипов, а базовые двенадцать архетипов группируют и называют несколько иначе.
Поскольку, как мы уже говорили, в книге недостаточно схем, — для четкого изложения и удобства читателя добавим схематичное изображение архетипов Кэ­рол Пирсон, которое сделал британский специалист Джон Ховард-Спинк в своей
статье «О чем — Ваша история? И кто — Ваш бренд», опубликованнойв приложе­нии «Admap» Всемирного центра исследований рекламы (WARC — World Adver­tising Research Center; www. ware.com) (рис. на с. 10)...
В книге «Герой и Бунтарь» пространство базовых архетипов образовано осями «Принадлежность и удовольствие» — «Независимость и реализация» и «Стабиль­ность и контроль» — «Риск и мастерство». Первая ось отражает дихотомию «об­щество—личность», вторая — противоположность «сохранение—развитие». Эти направления хорошо согласуются с теорией «пирамиды потребностей» Абрахама Маслоу и основными социальными мотивами, изученными Дэвидом Мак-Клелландом и Хайнцем Хекхаузеном. Пирсон и Марк выразили каждое направление с помощью трех основных архетипов, их соответствие уровням потребностей и базовым социальным мотивам представлено в итоговой таблице...
Двенадцать архетипов — много это или мало? Сам Юнг писал, что «архетиповровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций» . В своих работах он подробно описал около десятка архетипов, упоминание некоторых из них
можно обнаружить и в этой книге: Пуэр, Трикстер, Сенекс и, конечно, Герой.
Слишком большое количество используемых архетипов затрудняет возможность их практического применения идеологами бренда и, соответственно, снижает их различительную способность и силу воздействия со стороны потенциальных по­требителей.
...
Для изучения общих форм, вокруг которых организуются индивидуальный опыт и понимание, существуют два основных направления. Первое — это обра­щение к универсальным структурам человеческой психики, в соответствии с ко­торыми выстраиваются все психические процессы: ощущения, восприятие, вни­мание, память, эмоциональные переживания, мышление и моторные действия.
Это путь изучения архетипов, практическое использование которых для целейрекламы, маркетинга и брендинга периодически освещается в специализирован­ных изданиях . Подробному описанию создания и развития брендов, опирающих­ся на архетипическое начало, посвящена книга «Герой и Бунтарь».
Второе направление в данной книге лишь обозначено (см. главу 16 «Артишок»).
Это путь культурной антропологии — изучение привычного уклада жизни, типич­ных социальных ролей и ситуаций. По сути, здесь нужна этнографическая экспе­диция в современные домохозяйства и места совершения покупок, чтобы изучить,
какую роль играет определенный продукт для выражения индивидуальности его владельца или в качестве средства взаимодействия со значимым окружением.
И что, в конце концов, значит конкретный бренд для конкретного человека.
Нетрудно заметить, что оба направления изучают взаимосвязанные и взаимо­обусловленные явления. Только объектом рассмотрения в первом случае являют­ся особенности протекания психических процессов, которые выражаются в дея­тельности, а во втором — феноменом исследования становится предметная деятельность человека, в основе которой лежат психические процессы.
Таким образом, первая причина использования архетипов в брендинге — это обращение к «опыту опытов» потенциальных потребителей, обеспечивающее эффективную интеграцию марочных коммуникаций с их личным опытом. В каж­дом архетипе можно специфически выделить:
• вызов, т. е. начальную ситуацию, «запускающую» архетипическое поведение;
• центральный персонаж и круг вторичных фигур;
• сюжет, основные этапы и последовательность событий;
• тип эмоциональных переживаний;
См.: Петрова Е. Реклама, сказки и архетипы // Рекламные идеи — Yes! 1999. № 1. С. 41-
44; Шишкин В. Архетип и товарный знак // Рекламные идеи - Yes! 1999. № 2, С, 62-64;
Бурлакова Ю. Брэнды — это старые мифы о главном // Рекламные идеи — Yes! 2003. № 3.
С. 10-15; Петрова Е. Для чего брэнд-менеджеру знать про архетипы // Рекламные идеи —
Yes! 2003. №3. С. 15-17 и др."
Юнг К. Г. Сознание и бессознательное: Сборник / Пер. с англ. А. А. Алексеева. — СПб.:
Университетская книга, 1997. С. 76.

Я же обратился к другой книге Юнга, не перечисленной в списке литературы, "Душа и миф" (6 архетипов). Я хотел бы поразмышлять о соответствии того, что в книге Марк и Пирсон обозначено как "оси", а мне кажется отдельными динамическими архетипами или сюжетами и классических юнговских архетипов:
Стабильность - Кора
Изменения -  - Трансофрмация
Принадлежность - Пуэр (Вечный Младенец)
Саморазвитие - архетип Духа
Я использую другую группировку 12 брендовых архетипов: Архетипы Семьи, Архетипы Перехода и Архетипы Королевского Двора. Но это уже в следующем посте или на открытой группе активного воображения.

Tags: Юнг, спихотерапия
Subscribe

Posts from This Journal “Юнг” Tag

promo camin july 8, 11:40 2
Buy for 10 tokens
Бессонница канал о сновидениях, психотерапии, искусстве и философии Ведет: Алина Камина, психолог, экзистенциально-гуманистический терапевт. Для связи: @allez_op t.me
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments