
В ходе обсуждения женского образа Триксетра (Шута) мы в прошлый раз остановились на образе Нимфы. Но эти духи стихий, а порою и вовсе полженщины-полудеревья, скорее из древнегреческой мифологири. У славян имеются похожие персонажи, русалки. Только массовое сознание засорено Андерсеном. Славянская русалка, в отличие о русалки скандинавской вовсе не только женщина с рыбьм хвостом. Она сорее "священное животное", полуженщина- полузверь. От звериного у нее вполне могутбыть копыта или крылья. От того пушкинская русаслка сидит на дереве. Чего трудно ожидать о существа водоплавуещего. По мнению И. Ягича, вследствие сближения со словом "русло" русалка из нимфы лесов и полей превратилась в народном сознании в водяное существо. В украинском языке сохранилось название мавка или навка, в белорусском — водяница, купалка, как синоним русалки. В Малороссии и в Галиции существовало несколько представлений о русалках. По одним представлениям русалки отождествляются с мавками, по другим — с дикими жёнами, «мамунами» (обезьянами) у поляков и «вилами» у сербов и болгар, которые владели колодцами и озёрами, умели «запирать» воды. В некоторых поверьях, русалкам приписывалась способность к оборотничеству. Считалось, например, что они могли принимать вид белок, крыс, лягушек, птиц (укр. харьк.), либо показываться в виде коровы, коня, телёнка, собаки, зайца и других животных (полес.). Однако в большинстве рассказов русалки появляются в образе женщины или молодой девушки.Ведуть они себя так же двойственно. Враждебны к девушками, пугают, могут соблазнять и топить молодых людей. Склонны к воровству, особенно одежды и украшений, чбы прикрыть наготу. В то же время бегают если не голые, так с распущеными волосами. Любят плести венки, веселиться. Погают маленьким детям, а иногда и тонущим в воде.
Journal information