Кảмин (camin) wrote,
Кảмин
camin

Categories:

Архетипы Риска. Гермес и Велес.

Прочитав статью Лебедько об архетипах риска подивился, в очередной раз, умению автора создавать наредкость эклектичные полотна. Но накрошив кучу теорий автору не всегда удается из них создать аппетитное варево. Оставив в стороне, его явно  ошибочную идею,что риск не отличим от поступка, попробуем представить его сюжетную схему архетипа Риска:
На самом деле Риск обычно разворачивается по следующей схеме:
1) Азарт
2) Импровизация (а не планирование)
3) Выход за превычние
границы, нарушение шаблонов и традиций, новаторство
4) Кардинальные перемены в жизни не зависимо от конкретного результата (удача, неудача)
5) П
ерешагивания границ себя и открытия новых перспектив и возможностей, нового вИдения, выхода за пределы себя
Это вполне соотвествует в
сестороннему обоснованию такому типу существования, существования в авантюре, которое дает Александр Секацкий в философии номадизма.

Для Номада (того, кто постоянно живет в авантюре и приключении) характерны:


  • Чистое авантюрное сознание, жизнь в риске

  • Пребывание на высших номадических (экзистенциальных) скоростях, Daseign

  • Приключение как главный мотив

  • Импровизация, ситуативность

  • Использование всевозможных масок и ролей

  • Проживание жизни как «бытия заново», максимальная плотность жизни


Так открывается возможность получать максимальную событийную и экзистенциальную интенсивность жизни в каждый момент времени. Номадическое бытие позволяет окунуться в абсолютно иную логику жизни, жизни на других скоростях, и, что, наверное главное, позволяет прожить множество абсолютно разных жизней и получить опыт от воплощения всевозможных ролей и состояний. Номад в каком-то смысле живее всех живых. Но это лишь определенная модель, определенный способ бытия, и не означает необходимость для претворения в жизнь для всех.
Лебедько упорно путает Риск с архетипами Трикстера и Героя. Оттого вместо Гермеса подсовывает нам то Ареса, а то и Диониса.
Лучший отзыв на его творчество уже написан, увы не мной :)
"К сожалению огорчу автора
в книге Беседы с Богами-информация не от тех кого назвали
Крайон вообще рептилия и живет в 5 плотности под землей
где сведения безобидные но все имеет запах величия
а это первый признак комплекса неполноценности
с вами говорили развоплощенные духи

[Spoiler (click to open)]но ничего обывателю читать интересно
главное чтобы между строк ничего не навязывалось а такого я не увидела
и вообще множество ченнелингов сплошь профанация
и словоблудие но.. и стяжание энергии с приемника!"

Придется за описанием Гермеса обратиться к Болен Джин
Гермес – вестник богов; проводник душ в подземное царство; покровитель путешественников; бог ораторов, воров, предпринимателей и спортсменов; изобретатель чисел, алфавита и двух музыкальных инструментов (лиры и свирели). В выборе работы и в отношении к ней мужчина-Гермес проявляет свое подобие этому богу: он едва ли станет крупным специалистом в узкой области или счастливым винтиком в механизме большой корпорации. Для такой яркой индивидуальности с широкими интересами, как Гермес, и то, и другое маловероятно. Он не любит делать что-либо "по схеме". Его живой ум быстро находит альтернативные пути и решения. В любой сфере деятельности он проявляет изобретательность, склонность к обобщениям и предприимчивость. Он авантюрист в самом нейтральном значении этого слова: мужчина, способный сразу же понять, какую пользу может принести ему человек или идея, и всегда готовый ухватиться за представившуюся возможность. Это качество в сочетании с талантом к общению делает его хорошим торговцем и дипломатом. Прирожденный новатор, он соединяет идеи из разных областей. Осуществляя свои желания, этот человек нередко расширяет границы возможного.

Гордон Саммер, известный под псевдонимом Стинг, – это современный Гермес, успешно проявивший себя в нескольких сферах деятельности: школьный учитель, рок-звезда, композитор и солист группы Police. Его альбомы продавались миллионными тиражами (название альбома "Синхрония" Стинг почерпнул из работ К.Г.Юнга,

[Spoiler (click to open)]

а название альбома "Призрак машины" – из работ философа Артура Кестлера). Утвердившись в качестве рок-звезды, он затем стал киноактером и после работы с группой перешел к сольному творчеству (сольный альбом "Сон синих черепах").

Один журналист писал о Стинге: "Он всегда спешит. Путешествует налегке и останавливается лишь ненадолго... в течение трех месяцев я встречал его в трех разных странах6". Типичный Гермес, он не любит, когда его классифицируют. Стинг ценит свободу передвижения в психологическом и физическом мире и путешествует постоянно – в том числе по "светлым и темным" аспектам своей личности. Сам Стинг рассказывает обо всем этом в юнгианском духе, – что совсем не удивительно, учитывая, что он подумывает о том, чтобы в старости стать психоаналитиком-юнгианцем.

Вот что он сказал в интервью журналу Record:

Если проследить историю моей жизни по материалам английской прессы, получается любопытная картина. Вначале меня представляли этаким образцовым мальчиком: светловолосый, одаренный, симпатичный. Бывший школьный учитель, женат на красивой талантливой женщине, имеет ребенка. Я занимался спортом и не принимал наркотиков. Затем журналисты выяснили, что у меня тяжелый характер и я таки употребляю наркотики. Я начал разыгрывать скандальные сцены и стал в устах английской прессы "плохим мальчиком". Меня это устраивало, ибо я хотел делать то, что мне нравится. А теперь британская пресса уже просто не знает, что обо мне говорить, – и я очень доволен. Иногда я хороший мальчик, иногда – плохой. Я это я7.

"Хороший мальчик – плохой мальчик" – это вполне удачная характеристика Гермеса.

Архетип Гермеса дает человеку качества, необходимые, чтобы быть хорошим психотерапевтом. Подобно тому как Гермес был спутником и проводником путешественников, психотерапевт сопровождает людей в психологическом путешествии – через темные и светлые периоды жизни, через трудные переходы (такие, как кризис среднего возраста), через психозы и пограничные состояния.

Если в личности человека присутствует Гермес, он (или она) может видеть – как в других людях, так и в себе – тьму, враждебность, психозы, инстинкты, сексуальность, агрессию, а также альтруизм, мистические порывы, возможность просветления, заурядность, – не оценивая все эти качества и не осуждая. Эта способность отражает дружелюбие Гермеса. В книге "Гермес и его дети" психоаналитик и писатель Рафаэль Лопес-Педраза отмечает: "Если мы впускаем в свою психику дружелюбие Гермеса, тогда именно этот бог внутри нас помогает примириться с психологическими комплексами, обусловленными действиями других богов8".

Характерный признак присутствия Гермеса в психике мужчины – способность убедительно демонстрировать свое дружелюбие, что очень помогает ему комфортно чувствовать себя в мире. Одно полезное следствие этого качества состоит в том, что его спонтанные реакции практически в любых обстоятельствах оказываются вполне уместными. Гермес – бог коммерции. Качества Гермеса помогают мужчине стать отличным коммерсантом, бизнесменом-новатором, специалистом по связям с общественностью и – естественно – гидом.

Сам Юнг считал Гермеса проявлением Архетипа Духа.

Как заметил Юнг, архетип Духа равно содержит в себе и высшее, божественное, и низшее, демоническое. Так всевидящее Небо совмещает в себе тьму и свет: оно светит и благу, и злу, допуская всё и веками равнодушно взирая на созидание и уничтожение. Небо выше добра и зла, и таков же человеческий дух: нет ничего, чего он бы не оправдал ради своей идеи движения вперёд, ибо его суть — в самом этом бесконечном движении, в бесконечной трансформации жизненных форм. Небо рождает чудовищ-облака и позволяет им растаять в воздухе. Точно так же Дух относится к жизни и смерти, всегда оставаясь непричастным к скорби и страданию, которые его небесное творчество вызывает на Земле... Одержимость архетипом Духа распахивает перед человеком и человечеством бездну самоуничтожения. Это станет более очевидным, если понять древность архетипа Духа: он возник, когда ещё не было души. То есть, тогда ещё не было той памяти о прошлом, из которой потом родилась душа. Дух не помнит себя. Поэтому он не хранит культуру и не ценит прошлое. Поэтому, вознося человека к небесам рациональной мысли, он опускает его до уровня зверя в смысле всех других человеческих качеств, кроме его самой первой характеристики homo sapiens.
Судя по пастве славянским аналогом Гермеса являлся Велес.
В соответствии с этой наглядной иллюстрацией, каждый языческий бог имеет несколько ипостасей (как минимум две). То касаемо, например, Велеса. Большинству, т.е. простому люду (крестьянам, ремесленникам, купцам) он открывает свою светлую ипостась, являясь для таковых (соответственно) покровителем скота, хозяйственных ремесел, бытового достатка. Меньшинству же, т.е. не простому люду (волхвам, магам, боянам, каликам перехожим) - Велес открывает свою темную ипостась, являясь для таковых покровителем знаний, музыки и поэзии, целительства...
Исходя из некоторого сходства архетипов Велеса, Одина и Шивы, некоторые исследователи подчас полностью отождествляют их, объявляя, что "именно бог Велес является источником военной мудрости и покровителем военного искусства" (по аналогии с Отцом дружин Одином и некоторым другим сходным функциям). В качестве аргумента в пользу данной теории, считающей бога Велеса "покровителем воинского искусства" приводятся, в частности, воины-берсерки, которые отождествляли себя с медведями (как известно, медведь - одно из олицетворений Велеса), одевали на себя куртки-безрукавки из медвежьей шкуры (отсюда и название: "бер серк" - медвежья рубашка, куртка). Но все же следует признать данную теорию недостаточно убедительной. Ибо архетипы конкретных богов из различных национальных культур, помимо сходств, имеют и различия. И эти естественным образом наличествующие различия нельзя не учитывать, если исследователи заинтересованы в логической корректности выводов, базирующихся на (собранной в соответствии с научной методологией) грамотной статистической обработке данных; в данном случае данных, почерпнутых из исторических источников.

Во-первых, в отличие от Одина, Велес никогда не встречал (в Вальхалле\Ирии) павших воинов (Велес лишь проводит души в Небесный Ирий, а сам пасет души в Нави); то что так же Велес, в отличие от Одина, никогда не командовал и "небесной дружиной" (равно как не командовал и любой иной дружиной). Во-вторых, славянский Велес - управитель Нави, а не Светлого Ирия, коий можно (с некоторым допуском) отождествить со скандинавской Вальхаллой, правителем которой и является скандинавский Один. В-третьих, свиту хтонического Велеса составляла "нечисть", что до некоторой степени роднит его, скорее, с Шивой (Рудрой-Разрушителем), нежели чем с Одином.

Tags: Юнг, спихотерапия
Subscribe

Posts from This Journal “Юнг” Tag

promo camin april 13, 2037 11:22 75
Buy for 10 tokens
Бывший Как вернуть любимогоPosted by Андрей Камин on 17 сен 2017, 08:22 Есть так же каналы: 1) Ратэпп https://t.me/ratepp с трансяциейratepp и группы вконтакте и еще пары источников и уютныечатики для обсуждения новостей из жизни телефонов доверия в Телеге и Вацапе. А теперь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments