Кảмин (camin) wrote,
Кảмин
camin

Пятница 13, Новая в Нижнем


Читаю и радуюсь.
Нашествие неоварваров

Сегодня русский рок – жупел. Мишень. Пугало. Мальчик для битья. Каждый норовит метнуть в него камень. Бросить по ходу – говнорок, пердуны с гитарами, «макаревичи». Мол, песни похожи на кружку мочеподобного пива, в который побросали слюнявые окурки!
И черт подери, они правы. Говнорок таков.
Пора поименно назвать всех, кто его таким сделал.
В семидесятые и восьмидесятые – уверяю вас - говнорока не было. Зато было с десяток умных парней, которые придумывали песенки. Ребята были воспитанные, начитанные, и песни придумывали, полные цитат и аллюзий, исполненные вкуса и совершенства. Совершенства чарующего и пронзительного. Прекрасные дилетанты на пути в гастроном пели о времени и о себе. Шутка ли – у Цоя я не могу припомнить ни одной плохой песни. Проходные встречались – но не плохие. Даже среди тех его вещей, что не вошли в классические альбомы, попадаются прелести. (Замечу, что сегодня на альбомах русрокеров один хороший трек - уже повод для гордости).
«Интеллигентные». Затертое слово. Но по-русски иначе не скажешь. Песни рокеров «золотой поры» были именно интеллигентные. С помощью них чуваки с гитарами протестовали против затхлости времени, отсутствия свободы, «совка» в себе. Летов, Башлачев, Борзыкин – все они были разные, но как на подбор интеллигентные ребята. Говорю так, потому что был знаком с ними в восьмидесятые. Были воспеты высокие идеалы. «Наполним небо добротой».
Все группы золотой поры, за малым исключением, играли оригинальную музыку. В ту пору оригинальность ценилась превыше всего. Перечислю только самые нашумевшие – «Аукцыон», «Вежливый отказ», «Странные игры», «Звуки му», «Восточный синдром», «Апрельский марш», «Настя», «Телевизор», «Наутилус»… Зарубежного аналога к ним не подобрать. Не скажешь же, что «Звуки му» - это перелицованный на московский манер Talking Heads? Конечно, «Калинов мост» что-то позаимствовал у «Дверей», «Кино» - у The Cure, «Аквариум» - у Боуи, «Зоопарк» - у T.Rex, но заимствования были едва различимые, размытые. Говнороком, повторюсь, на этом этапе не пахло. Мода на подражание западным образцам «в ноль» сложится уже в нулевые, и даже почему-то станет причиной для гордости.
Фактически все первые русскоязычные рокеры были революционерами. Новация заключалась в том, что в «узкий» фирменный бит были втиснуты «широкие» русские фразы. Не секрет, что слова русского языка довольно громоздки, и авторам для того, чтобы привнести в песню хоть какой-то смысл, приходилось удлинять музыкальную строку. Сегодня этим приемом – не отдавая, впрочем, отчета – пользуются практически все, кто сочиняет рок-песни на великом могучем.
Я вспоминаю первый рок-концерт, на котором я побывал, это случилось, естественно, в Питере, и это было выступление «Союза любителей музыки рок» гитариста Владимира Козлова. Больше всего мероприятие напоминало слет молодой богемы. Думаю, каждый второй, присутствующий в 1983-м году на том концерте, писал стихи, рисовал маслом, тоже играл рок или хотя бы читал серьезные книги вроде Кортасара. Ту же богему, но уже собранную со всех уголков страны, я наблюдал на 5-м фестивале Ленинградского рок-клуба. Сегодня богему на концертах русских рокеров не увидишь. Причины – ниже.

За первыми – БГ, Цоем, Майком, Макаревичем, «Воскресеньем» – пришли вторые. Перечислю, вдруг кто-то забыл - «Чайф», Чиж, «Крематорий», «Ноль», «Бригада С», Кинчев, «Ва-банк»… Они более-менее умело подражали кумирам, в которых, видимо, ходили у них все те же БГ, Цой, Майк и Макаревич (или даже Юрий Антонов). Вторая волна разбавила интеллигентность первой волны уличной лексикой, градус художественности, конечно, снизился, но благодаря тому, что планка пионерами была установлена оч. высоко, преемники еще «держали марку».
Не лишним будет отметить тот факт, что все группы первой и второй волны появились из чистой любви к искусству. Деньгами в восьмидесятых годах и не пахло (может быть, только году в 89-м у вышеперечисленных рок-групп появилась возможность давать гонорарные концерты). И именно деньги и материальный успех (вернее, их отсутствие) еще сыграют с рокерами дурную (злую – чего уж скрывать!) шутку. С наступлением рыночных отношений все самые оригинальные группы золотой поры либо распадутся («Звуки му», «Восточный синдром»), либо уйдут в тень («Вежливый отказ», «Настя», «Телевизор», «Выход»), либо сосредоточатся на музэкспорте («Аукцыон»).
В девяностые оригинальность в русском роке уже не в чести, зато на топе усредненность и доступность – для того, чтобы выжить, группа должна была звучать, как «Чайф» или «Чиж и К». Стагнация стиля продолжилась. В 1987 году появился омерзительный «Сектор газа», который по сути и превратил русский рок в говнорок. Все, что должно было быть живым, страстным, отчаянным и настоящим, стало вульгарным и безвкусным. Стиль а ля «Сектор газа» подарил надежду людям неталантливым. Если песня не выходит – вставь в припев нецензурное слово и вот тебе уже хит.

С приходом Хоя, русский рок превратился в рок хамов, рок второгодников, рок пьяни, рок неудачников. Точнее - в рок гопников! Если угодно - в рок новых варваров.
Интерес гопников – это лакмусовая бумажка, с помощью которой можно тестировать культурный объект. В восьмидесятых гопники (люберы) и рокеры враждовали. После концертов музыканты и их слушатели нередко становились для парней с «районов-кварталов» лакомой добычей. Испытано на себе! Те гопники в телогрейках и кепках-«аэродромах» ясно видели инаковость рок-музыкантов, и побить нас являлось важной идеологической задачей.
С появлением «Сектора газа» гопники (хамы, второгодники, пьянь и неудачники) обнаружили, что русский рок – это и их развлечение тоже, это и их тема тоже. И они стали в наших рядах пристально отыскивать своих. При этом все больше расширяя кругозор. К сожалению, «своими» для них стали и, скажем, Шевчук с его народностью (с песней «Осень, например), и Цой с его уличным героизмом, и, наверное, Чиж с Шахриным. В середине девяностых богема (сюда я отношу всю авант-творческую молодежь) перестала слушать русский рок - где это видано, чтобы богема слушала то же, что гопники?
О Хое можно было бы не вспоминать, но он весьма неплохо продавался и породил сонм подражателей. Он стал «типа брендом». Ни в девяностые ни в нулевые никто не хотел подражать БГ с Майком, все желали мимикрировать лишь под «Сектор газа». А тут еще и возник мощный катализатор оговнения русского рока – «Наше радио». Я верю, что М. Коз-ев не желал сделать то, что он сделал, скорее всего, он мечтал о городе солнца, но именно ему выпала сомнительная честь завершить начатое Хоем.

 
В качестве графического символа русского рока золотой поры я бы использовал синусоиду с ассиметричными пиками. «Горбушки» располагались по обе стороны оси и были разновеликими и непричесанными. Наверное, «Гражданская оборона» была в каком-то смысле зеркальна «Аквариуму», но при этом обе оставались великими командами. Эра девяностых «скомпрессировала» синусоиду, срезав все выпирающие пики. Те группы, что выжили, зазвучали усредненно-стадионно, под «Чайф» (я не пытаюсь «опустить» сей реально великий бэнд, просто парадигма, да и конъюнктура тоже, в тот момент была такова). Но настоящим дьявольским компрессором голоса очередного потерянного поколения выступило именно «Наше радио». Там порой трудно было отличить один бэнд от другого. Говорят, что на раннем этапе радиостанция крутила исключительно зубров золотой поры (в моем городе она зазвучала через несколько лет после возникновения), но очень скоро его идеологи поняли, что грош им цена, если они не создадут свой бренд. Этим брендом как раз и будет говнорок. Какой же это был год? Дай бог памяти – 2002-й. Свершилось – «Наше» стало эфирить «Зверей», апологетов гопницкой музыки. Стук каменьев по крышке гроба. Финальное туше. С тех пор не то что интеллигентной, но и сколько-нибудь гуманной музыки там не стало. Только музыка для мужика – «КиШ», «Ленинград», «Кукрыниксы», «Пилот», «Ляпис Трубецкой», «Люмен». Еще хард-инфантилы вроде «Арии». Хамы (второгодники и т.д.) оккупировали эфир. Да ладно бы только заняли эфир «Нашего», но усилиями радиостанции именно эти группы и стали лицом нового русского рока. Любопытно, что рок-варвары на «Нашем» рядятся в одеяния социальных обличителей, философов, даже постмодернистов, но чуваков, заставших золотую эпоху не проведешь, варвары они и есть варвары. Я передергиваю? Позвольте. Да, «Аквариум» на «Нашем» иногда ставили. Да, частенько «Кино». Отдельные песни с человеческим лицом туда все же пробивались. К примеру, вещи таких команд, как «Сплин», «Би-2», «Мумий Тролль», «Торба-на-круче», «Ночные снайперы», Tequilajazzz и, конечно, Земфиры. Однако не кажется ли вам, что кое-кто из них тоже подстраивался под клише «Нашего»... Редко-редко – в радио забирался «Аукцыон». Впрочем, не чаще, чем пробивались в телеэфир ранних 80-х – «Центр», тот же «Аквариум», та же «Машина времени». Суть «Нашего» - распространение заведомо среднего, заведомо беззубого, заведомо без каких-либо отклонений в любую из сторон. 
via epoch_wave
Хуже другое – юные музыканты велись (и еще ведутся) на заданный «Нашим» формат. Другой музыки в эфире они не слышат (другой – креативной, острой, авангардной), и поэтому подстраиваются под шаблон. «Наше радио» - царь Мидас наоборот, все, к чему оно прикасается, становится говном. Давайте проведем эксперимент. Сочиним и запишем прекрасную песню и поставим ее в эфир через запятую с «музыкой для мужика». Тень варварской эстетики ее обязательно накроет – не отмоешься.Радиостанция еще и родила фестиваль «Нашествие». Ежегодную порцию грязи и пивной блевотины. Надеюсь, не надо говорить, что нога приличного человека там не ступала. Ведь звучит там все та же «музыка для мужика». 

«Хоёвина» и прочая вульгарная серятина так долго находилась на виду и на слуху, так хорошо продавалась, что в середине нулевых превратилась в мейнстрим. И что уж совсем грустно тень «музыки для мужика» накрыла и всю музкритику. Теперь все новое в русскоязычной музыке встречается сравнением с планкой, заданной Шнуровым и Хоем. Нет мата – ханжи. Нет подъездной лексики – чистоплюйство. Музкритики в своих блогах и изъясняться стали так же! 
И появилась дурацкая мода на соответствие западным стандартам. Если новое имя неотличимо от Animal Collective, Smiths или Joy Division (какие еще у них священные коровы?) тогда да, пять баллов. И когда повзрослевшая певица выпускает альбом «Спасибо», прекрасный уже тем, что он в ее дискографии экспериментальный и по-настоящему серьезный, критика шипит и плюется. Ну как же, на нем хамства и нет отзвуков Animal Collective (и остальных коров). 
Есть ли альтернатива говнорокерам? Я знал – что вы меня об этом спросите. 
Да, появляются новые говнорокеры. Легион им имя. Каждый город их производит огромными тиражами. Спасибо «Нашему». 
Да, появляются дети говнорока. Noise МС, например. Спасибо «Нашему». 
Что же до появления русских Бирнов, русских Робертов Смитов, русских Боуи, русских Диланов – не дождетесь! Скорее родится второй «Ленинград» (да их куча уже!), третий «Сектор газа», четвертый «Пилот». Рокеры золотой поры опирались на Вертинского и Окуджаву впополаме с «Битлз», неоварвары наследуют от Хоя и Шнура. 
За пару последних лет я слышал, пожалуй, лишь два новых имени – «НеГрузовики» и Ill!noiz, которые музыкальны, креативны и не ведутся на говнорок. Расхваленная музкритикой анти-груша пока может похвалиться тем, что научилась танцевать на костях питерского рок-н-ролла рок-клубовских времен. Посчитаем ее главарей по той осени, когда они обретут (и поставят!) свой голос.
Между тем, эстафету у «Нашего» перехватил канал A1. Детям говнорока там уже вручают говенные наградные статуэтки. Не за горами появление внуков говнорока.
 
Я не забуду, как меня резанула в эфире канала А, творческая дискуссии Козырева с каким-то люменом, о творчестве Кинчева. Козырев, едва ли не воздевая руки, вопрошал, мог ли он подумать, в 80-е что услышит от Кинчева такие тексты. А я в свою очередь не мог подумать, что в 00 какие-то юные комсомольцеры будут рассуждать о несоответствии рокеров их идеологическим нормам. Жалко, что Захар prilepin  не вывесил на сайте свое интервью Ольги Славниковой.  Но там много еще чего веселого
я как обычно торможу со статьей про инвалидов-беспредельщиков.


Tags: карательная проктология, политика
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 14:07: RT @ comrade_wolgast: Неправильно ты, Дядя Фёдор, с чёрной пустотой внутри борешься. Ты демонов саморазрушения подкармливаешь, а…

  • Мои твиты

    Вс, 14:21: RT @ nik_aragua: Мардук шёл по улице домой и увидел этих ребят. "Кто ваша мама, ребята?" "Мать наша — Тиамат"

  • Мои твиты

    Пт, 18:43: Вы помните, когда зарегистрировались в Твиттере? Я помню! #МояГодовщинаВТвиттере https://t.co/4dA5sYfz1G

promo camin april 13, 2037 11:22 74
Buy for 10 tokens
Бывший Как вернуть любимогоPosted by Андрей Камин on 17 сен 2017, 08:22 Есть так же каналы: 1) Ратэпп https://t.me/ratepp с трансяциейratepp и группы вконтакте и еще пары источников и уютныечатики для обсуждения новостей из жизни телефонов доверия в Телеге и Вацапе. А теперь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments