Однажды, во время сессии, обсуждали внутреннюю силу, что может удерживать человека в отношениях. Мы довольно быстро проскочили "личный" уровень воспоминаний. И человек признался, что когда это случилось с ним впервые, в раннем детстве, близкий словно превратился в Бабу-Ягу. Им как-будто овладел демон. Эрик Берн довольно подробно даёт психологическое обоснование этому "демону" в книге "Люди, которые играют в игры" Он в той или иной мере есть у всех. А вы знаете своего "демона"? Можно, конечно, обратиться к архетипам Пожирающей Матери или Людоеда. Но сначала о сценарном анализе Берна.
Берн считал его "тенью родителя". Точнее "ребенком в родителе", если заняться структурным транзационным анализом второго порядка. Далее у Берна начинаются довольно путанные рассуждения о предписаниях и контрпердписаних, которые я не знаю на что списать: пробелы теории или трудности перевода. Дело в том, что даже название книги на русский адекватно не перевели. Потому, процитирую несколько фрагментов из главы Разрешения
Отрицательные суждения обычно произносятся громко и четко, с ударением, в то время как положительные подобны каплям дождя в потоке жизни, они не производят никакого шума и почти не вызывают ряби. «Трудись усердно!» можно прочесть во всех учебниках, а вот «Не надрывайся так!» скорее услышишь дома. «Приходи вовремя!» — распространенный совет, но в реальной жизни чаще говорят «Не опаздывай!» «Не будь дураком!» гораздо популярнее, чем «Будь умницей!»
Таким образом, программирование осуществляется преимущественно в отрицательной форме. Каждый родитель забивает голову ребенка ограничениями. Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам, в то время как разрешения дают возможность свободного выбора. Разрешения не грозят ребенку неприятностями, потому что не связаны с принуждением. Истинное разрешение подобно лицензии на рыбную ловлю. Мальчик, получивший такую лицензию, совсем не обязан ловить рыбу. Он может использовать разрешение когда угодно и отправляется рыбачить, когда возникает желание и позволяют обстоятельства.
Еще раз скажем: быть красивой (или иметь успех) — вопрос совсем не анатомии, а родительского разрешения. Анатомия делает девушку хорошенькой или фотогеничной, но только улыбка отца позволяет лицу дочери сверкать красотой. [ Spoiler (click to open)]Дети совершают поступки для кого-то. Мальчик старается добиться успеха в спорте или учебе для матери, а девочка быть умной, красивой, а впоследствии и плодовитой — для отца. Если же родители хотят иметь глупого, слабосильного или неловкого мальчика или глупую, некрасивую или фригидную девочку, они будут их иметь. Следует добавить: чтобы дети все это проделали хорошо, они должны у кого-то научиться. Делать для кого-то и учиться у кого-то — вот в чем истинное назначение сценарного аппарата. Как уже отмечено, дети делают это обычно для родителей противоположного пола, а учатся у родителей того же пола.
Разрешение — главное терапевтическое орудие сценарного аналитика, потому что предоставляет единственную возможность освободить пациента от родительских запретов. Терапевт дает разрешения Ребенку пациента, говоря: «Ты можешь это сделать» или «Тебе можно этого не делать». В обоих случаях Родитель пациента при этом слышит: «Оставь его в покое». Существуют положительные и отрицательные разрешения. В положительном разрешении, или лицензии, «Оставь его в покое» означает «Позволь ему это сделать». Таким образом запрет снимается. Отрицательное разрешение, или внутреннее освобождение, означает: «Перестань побуждать его делать это». Это устраняет провокации. Некоторые разрешения можно рассматривать и как положительные, и как отрицательные.Это особенно справедливо по отношению к антисценариям. Когда принц целует Спящую Красавицу, он одновременно дает ей разрешение проснуться и освобождает от проклятия ведьмы.
Одно из самых важных разрешений — это лицензия перестать делать глупости и начать думать. [ Spoiler (click to open)]У многих пациентов зрелого возраста с самого детства не было ни одной самостоятельной мысли, они совершенно забыли, как думать самостоятельно и что это такое. Но если вовремя дать разрешение, они могут преодолеть этот барьер. И очень радуются, когда в шестидесятипяти- или семидесятилетнем возрасте впервые за всю взрослую жизнь высказывают какое-то самостоятельное разумное соображение. Часто приходится преодолевать воздействие других терапевтов, раньше работавших с этим пациентом, чтобы дать ему разрешение думать. Некоторые пациенты провели многие годы в психлечебницах и клиниках, где всякая попытка самостоятельной мысли встречает противодействие персонала. Там их научили, что самостоятельное мышление — это грех, именуемый «умничанье», и они должны раскаяться в этом грехе и никогда больше его не совершать.
Многие пагубные пристрастия и одержимости возникли благодаря провокациям со стороны родителей. «Не переставай принимать наркотики (иначе можешь не просить у меня денег)», — говорит мать наркоману. «Не переставай думать о сексе», — говорит отец развратной дочери. Вся концепция разрешения как терапевтического средства заключается в словах игрока, который как-то сказал: «Мне не нужно, чтобы кто-то велел мне перестать играть. Мне нужно разрешение перестать, потому что кто-то у меня в голове говорит, чтобы я продолжал».
Оригинал взят у dima_r в Архетипы
Каждый архетип как-то проявляется в нашей жизни. Причем он может проявится как в своей позитивной реализации, так и в негативной (то, что после /). Через некоторое время до меня дошло, что если какой-то архетип у меня якобы отсутствует, то это значит, что на самом деле проявляются его негативные стороны. Видеть их не хочется, поэтому такие проявления оказываются в тени: сознание их старательно не замечает. Такое вот простенькоеоткрытие.
Принц |
Бродяга (тень Принца) |
---|---|
Сын, наследник. Хороший мальчик. Внимателен, особенно к слабым. Четкое деление добра и зла. Чувство социальной справедливости. Романтик, мечтатель. Карьерист. Подчеркнутая духовность. Творчество. Рефлексия. Самоанализ. Внутренний диалог. Благородство. Героизм. Эмпатия. Харизма. Уверен, что все его любят. Отношения с женщинами романтичные, всегда с серьезными намерениями. | Принц, не нашедший своего королевства. Дряной мальчишка. Инфантильный, избалованный. Может специально повредить себе назло другим. Бомж, бродяга, панк. Претензии на гениальность. Презрение к социуму. Нищий, пьяный, грязный - но гордый. Отрицание авторитетов и в то же время сильная зависимость от мнения окружающих: похвалили - окрылен, покритиковали - раздавлен. |
Трикстер |
Черный маг (тень трикстера) |
---|---|
Волшебник. Шут. Обаятельный, душа компании. Талант. Смелый, сообразительный, хитрый, с чувством юмора. Хороший посредник. Меняет окружающую реальность в свою пользу, реализует невозможное. Ловелас, соблазнитель. | Обманщик. Мошенник. Интриган. Манипулятор. Колдун. Смелый, хладнокровный, расчетливый, хитрый. Использует все и всех в своих сиюминутных целях. Двойной агент, предатель. Женщин легко соблазняет и использует. |
Воин |
Убийца (тень воина) |
---|---|
Солдат. Благородный рыцарь. Тактик. Защитник. Сильный, решительный, мужественный. Слабость недопустима. Соблюдает иерархию, уважает законы. Кодекс чести. Сентиментальность. "Все ради победы", он - часть команды. К женщинам относится с уважением, но к участию в "мужских" делах не допускает. | Бандит. Преступник. Мародер. Насильник. "Сдохни ты сегодня, а я - завтра." Homo homini lupus est. Активный, крутой, суровый, агрессивный. Слабость наказуема. Тюремная сентиментальность, "не забуду мать родную". Женщины служат для удовлетворения потребностей. |
Хозяин |
Самодур (тень хозяина) |
---|---|
Монарх. Начальник. Владелец. Капитан корабля. Отец. Учитель. Кормилец. "Мое!" Прагматичный, приземленный. Чувствует ответственность за все, что происходит в его "королевстве". Четкое разделение на "свой-чужой" по принципу подчинения или не подчинения ему. Уважение границ. Стремится к независимости и одновременно к контролю подчиненных. Гостеприимный, хлебосольный. Женщина - верная жена и хозяйка. | Тиран. Скряга. Рабовладелец. Самодур. "Я начальник - ты дурак!" Бережет границы своего королевства и расширяет их за счет чужих. Четкое разделение на своих и чужих, причем "свой" может стать чужим, если ослушается. "Свои" - его рабы, "чужие" - враги. Сверхконтроль. "Я знаю, как надо!" Стремится быть идеальным, богоравным. С гостями либо пускает пыль в глаза, либо жмотничает. Женщина должна тихо вести хозяйство и боготворить его. |
Я вижу у себя проявления Воина и, с недавних пор, Трикстера. Принца раньше почти не видел, а теперь понимаю, что преобладает Бродяга. А вот Хозяина я сам прогнал 18 лет назад, когда уезжал в Израиль. После семинара стало понятно, как именно это произошло. Возможно, поэтому и живу один...
Естесственно, освободившееся место Хозяина попытался занять Самодур. Хотя мне все же кажется, что у него не очень получилось :) Просто осталась некая пустота. А Воину трудно развернуться в отсутствое Хозяина. Он же тактик, а не стратег, его кто-то направлять должен. Так что Хозяина надо как-то приглашать обратно. Да и вообще потихонечку выращивать все Архетипы в их позитивных проявлениях. А еще мне кажется, что должны быть и другие...
Я немножко изменил описания Архетипов в соответствии со своими представлениями. У Оли было неможко по-другому и побольше, но разница, пмсм не принципиальная. Если в этих описаниях у вас что-то отзвенело, то имеет смысл покопаться поглубже. Может откопаться что-нибудь любопытное :)))
UPD: Женские ипостаси
Принцесса |
Шлюха (тень Принцессы) |
---|---|
Девочка, девушка, маленькая Леди. Отличница. Джульетта. Любимая дочка. Романтичная, мечтательная. Высокие идеалы, эмпатия. В меру капризная, общительная, нуждается во внимании. Ждет принца на белом кобыле, ухаживания. Влюблена в певцов, актеров, героев книг. | Оторва. Мечтательная толстуха. Отличница, которая этого стыдится. Ленива. Избалованная дочка, внучка. Истеричная, плаксивая, суицидальная. Капризная, стервозная. Все ей должны. Несчастная идеальная любовь, на ее фоне - уйма партнеров. |
Жрица |
Ведьма (тень Жрицы) |
---|---|
Женщина-загадка. Муза. Добрая волшебница. Истинная Леди. Мери Поппинс. Незнакомка Блока. Непредсказуемость. Женская мудрость, хитрость, интуиция. Обаяние. Мужчины ей поклоняются. Ее любовь всеобьемлюща. Критерии выбора непонятны. | Обольстительница, женщина-вамп. Снежная королева. Холодная стерва. Интриганка. Ведьма. Вокруг нее разрушение. Умеет соблазнить и влюбить в себя. Мужчины ползают за ней на коленях, она их хладнокровно использует. |
Охотница |
Амазонка (тень Охотницы) |
---|---|
Молодая мама, делающая карьеру. Студентка-активистка. Валькирия. Спортсменка. Стремится участвовать в мужских играх на равных. К другим женщинам относится сочувственно-презрительно: "курицы", "дамочки". Практичная, сдерженная. Эмоции скрывает. Мужчина - равный, товарищ. Может отказаться от семьи ради карьеры. | Начальница. Бизнес-леди. Женщина-политик. Стремится побеждать в мужских играх, быть лучше любого мужчины. Постоянно активна, м.б. агрессивна. Гиперрациональная, скрытная. Железная леди. "Эмоции-признак слабости!" Женщин презирает ( "курицы", "дамочки"), мужчин старается подавить. |
Хозяйка |
Ужасная мать (тень Хозяйки) |
---|---|
Мать, бабушка. Учительница, директриса. Императрица. Хозяйка дома, кормилица. Радушная хозяйка. Бескорыстная жертвенность. Терпение. Справедливость, умение рассудить и наказать. Любовь к жизни, ко всему живому. Верность. Муж - хозяин, поддержка, опора. Умеет прощать. | Квочка. Еврейская мамаша. Женщина-директор. Либо гипераккуратизм, либо неряшливость. Сверхконтроль, но возможно - игнорирование ребенка. Всех учит и обижается, если ее не слушаются. Показное терпение, мать-мученица. Тиранит своей жертвенностью. Усталость от жизни, зависть к молодым. Мужа опекает. |
UPD: продолжение; еще продолжение; Животное Силы
Journal information