 Я вернулся в 2002 г. с “гипотезой Обломова”, — вспоминает Херрманн. — Мне казалось, что люди в России могли привыкнуть, что их постоянно кидают, и в экспериментах будут вести себя пассивно — не станут наказывать нарушителей справедливости»... Но главное отличие было в другом: в России не только альтруисты штрафовали нахлебников, но и нахлебники — альтруистов. Повторили в Курской области, Белгороде, Екатеринбурге — уровень антиобщественных наказаний был практически одним и тем же. Настала очередь соседних стран: Днепропетровск, Минск, Гродно — результат очень напоминал российский. Ученые предположили, что антиобщественные наказания — особенность постсоветского пространства, но эксперименты опровергли и эту гипотезу. По антиобщественным наказаниям Самару опередили Афины, Маскат (столица Омана) и Эр-Рияд.
На графике, который построили Херрманн и его коллеги, хорошо видно, что пять европейских городов, один американский, один китайский, один австралийский и один южнокорейский тесной группой жмутся в области «много сотрудничества — мало антиобщественных наказаний». Арабский Восток и Греция занимают противоположный угол. Россия, Белоруссия и Восточная Украина — посередине.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ
...Авторитарная закваска — еще один резон травли альтруистов. Херрманн ссылается на британского зоолога Тима Клаттона Брока, который заметил, что даже у животных иерархия требует «несправедливых наказаний» для подчиненных особей. Иерархические структуры не способствуют самоорганизации, неэффективны в экономике, зато хороши в открытом бою.
Читать целиком |
|
Journal information