Кảмин (camin) wrote,
Кảмин
camin

Category:

Мой комментарий к записи «Челом бью...» от prajt в uctopuockon_pyc


Первым критиком сведений Г. Штадена стал C. Б. Веселовский. По поводу «Записок» Генриха Штадена Веселовский говорил, что «они сразу обратили на себя внимание историков и получили высокую оценку в качестве источника по истории опричнины» (Веселовский, 1999: 54). В то же время исследователь порой высказывает прямое недоверие к заявлениям немца, например: «Никто, кажется, из историков, писавших об опричнине, не обратил внимания на тот знаменательный факт, что князь Курбский в своих “епистолиях” к царю и в “Истории о великом князе Московском” нигде ни слова не говорит ни об учреждении опричнины в 1565 г., ни об ее отмене в 1572 г.» (там же: 59). Исследователь отмечает, что, учитывая особенности характера Курбского, не упускающего «ни одного случая, ни одного факта, чтобы поразить, обличить и заклеймить своего царственного противника», невозможно предположить, что А. М. Курбский не упомянул об учреждении или отмене опричнины (там же: 56). Это входит в противоречие с данными Штадена, впрочем, как и ряд других фактов, приведенных Веселовским.

Таким образом, позиция С. Б. Веселовского по части оценки достоверности Г. Штадена неоднозначна.

Наиболее резкий критик достоверности сообщений Генриха Штадена — Д. Н. Аль-шиц. Он полностью отрицает значение «Записок» как источника. Исследователь считает, что «Записки» Г. Штадена «обесцениваются немалым числом заведомых измышлений» (Альшиц, 1988: 163). На этом основании Д. Н. Альшиц называет Штадена «предшественником Мюнхгаузена» и пытается доказать, что опричнина не была, как тот пишет, отменена в начале 1570-х.

Ученого интересуют аспекты авторства: «Все ли четыре произведения, составившие сборник Записок Штадена, написаны им лично?» (Альшиц, 1985: 148). Д. Н. Альшиц однозначно отвечает: Штаден написал лишь одну часть своих мемуаров — «Автобиографию». Остальные части ему активно помогали писать приближенные императора Священной Римской империи Рудольфа II.

Далее исследователь утверждает, что Штаден в опричнине не находился, так как изначально был в земщине, и жизнь опричнины описывал извне, в том числе по слухам и сплетням...как пример мифа, до неузнаваемости искажающего лежащие в его основе русские сообщения, Альшиц приводит рассказ Штадена о спасении города Пскова от окончательного разорения опричниками. Штаден в нем все исказил. В описанном им «холостяке-скотопромышленнике и предсказателе будущего Микуле» вряд ли можно было бы опознать того псковского юродивого Николку, если бы мы не знали рассказа о нем из других источников (там же).

Исследователь уверен, что Генрих Штаден не только не был опричником, но и не состоял в царском окружении: «Все без исключения иноземцы, исполнявшие ту или иную царскую службу или встречавшиеся с царем Иваном, бывавшие у него на приемах, помимо личных воспоминаний оставили объективные следы своей деятельности в русских и иностранных источниках. И только о Штадене и о его службе все источники хранят красноречивое молчание» (там же: 365).


Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий





Tags: карательные хронологи
Subscribe

Posts from This Journal “карательные хронологи” Tag

promo camin july 8, 11:40 2
Buy for 10 tokens
Бессонница канал о сновидениях, психотерапии, искусстве и философии Ведет: Алина Камина, психолог, экзистенциально-гуманистический терапевт. Для связи: @allez_op t.me
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments