Кảмин (camin) wrote,
Кảмин
camin

  • Mood:

Мне одному кажется, что эксперимент не имеет отношения к общественному благосостоянию?

эксперимент, проведенный Маркусом Александером из медицинской школы Стэнфордского университета и Фотини Христия (Fotini Christia) из отдела политологии Массачусетского технологического института. Они называют свое исследование «полевой эксперимент», хотя проводили его вовсе не в полевых экспедициях, а в городе Мостар в Боснии и Герцеговине.

Сегодняшний Мостар — это политологическая экспериментальная пробирка, в которой бурлят все общественные реакции послевоенного времени. Поэтому у ученых имеется возможность наблюдать реально происходящие процессы. Тут главное — правильно поставить задачу исследования. В данном случае двое «полевиков» задались вопросом: в каких условиях этническая разнородность перестает вызывать конфликты и не препятствует проявлению альтруизма? Согласитесь, в современном мире этот вопрос становится исключительно актуальным. Сегодня, когда национализм и конфессиональная принадлежность превратились в мощные политические рычаги, трудно ожидать мирного самопроизвольного решения национального вопроса. В связи с этим хорошо бы понимать (хотя бы на уровне ограниченного академического знания), как и что нужно делать, чтобы, невзирая на безответственные националистические лозунги, многонациональное общество всё же могло мирно существовать.Согласитесь, в современном мире этот вопрос становится исключительно актуальным. Сегодня, когда национализм и конфессиональная принадлежность превратились в мощные политические рычаги, трудно ожидать мирного самопроизвольного решения национального вопроса. В связи с этим хорошо бы понимать (хотя бы на уровне ограниченного академического знания), как и что нужно делать, чтобы, невзирая на безответственные националистические лозунги, многонациональное общество всё же могло мирно существовать.

Исследование проводилось в трех школах Мостара. Одна из школ находилась на территории проживания боснийцев, исповедующих ислам, вторая — на территории хорватов, приверженцев католицизма. Третья школа располагалась в центральном районе, и она была образована путем слияния боснийской и хорватской школ. Слияние школ было вынужденной мерой в послевоенное время. Конечно, в объединенной центральной школе боснийцы и хорваты занимались в разных классах, но школьная касса и бухгалтерия у них была общей, также общими было школьное оборудование и залы; совет учеников, представленный в равных долях и теми и другими, решал общие проблемы; общественные мероприятия тоже были одни на всех. Слияние школ происходило в административном порядке, так что дети попали туда безвыборочно, и проявить собственные (или родительские) этнические приоритеты они не могли. Даже напротив, представители школы время от времени посылают в прессу и властям петиции с требованиями разделить их по национальному признаку. Но так или иначе в объединенной школе дети учатся вместе.

Ученые пригласили (это уже по желанию) участвовать в эксперименте ребят из всех трех школ — и из сегрегированных по национальному признаку, и из объединенной школы. Добровольными участниками согласились стать 244 школьника. Примерно поровну мальчиков и девочек 17 лет и примерно поровну хорватов и боснийцев. На всякий случай собраны были данные и о доходе родителей участников эксперимента, но этот параметр, как выяснилось, не влиял на конечный результат эксперимента.

Сам эксперимент представлял собой известную экономическую игру, где участники складываются, чтобы в конечном итоге разделить полученный доход. Общая касса получается из личных пожертвований участников игры — кто сколько даст, а доход — из поделенной поровну суммы пожертвований (в данном случае эта сумма перед дележом увеличивалась на 20%). Ясно, что чем более эгоистичная тактика, тем больше личный доход, ведь в общую кассу эгоист дает меньше всех, а получает как все. Оптимизация подобной эгоистической тактики (допустим, в игре подобрались исключительно эгоисты) предполагает, что никто никаких пожертвований не делает и доходов не получает. Альтруистическая тактика ведет к увеличению общественного дохода, но увеличивает и риск потери личных доходов. Риск сильно уменьшается, если вводить штрафные санкции, то есть наказывать эгоистов, раз за разом вносящих малый вклад в общую кассу. Против этого вводятся штрафы: каждый участник может пожертвовать часть личных доходов, тогда у эгоиста отберется вдвое. В результате строго эгоистичная тактика перестает приносить доход и самый закоснелый эгоист начинает вести себя в соответствии с интересами общества.

С помощью таких игр легко измеряется уровень альтруизма — это как личный вклад, так и сумма штрафов. http://elementy.ru/news/431722


Posted via m.livejournal.com.


Tags: карательная проктология, политика
Subscribe

promo camin july 8, 11:40 2
Buy for 10 tokens
Бессонница канал о сновидениях, психотерапии, искусстве и философии Ведет: Алина Камина, психолог, экзистенциально-гуманистический терапевт. Для связи: @allez_op t.me
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments