Вообще, футурологических текстов в России - стране мечтателей - издается на бумаге до обидного мало. Да к тому ж эта узенькая площадка долгое время была занята любителями апокалиптики и либеральными дримерами вроде Гонтмахера и Юргенса (вспомним докладец "Россия XXI века - образ желаемого завтра"). Эти два господина, находящиеся в опасной близости от верховной власти, собственно не видят никакой роли за нашей страной, кроме колониальной, что предусматривает точное исполнение указаний заморских господ в пробковых шлемах. Ну, а если из этого получится пустыня с кое-где бродящими стайками одичавших гастарбайтеров и хорошо охраняемыми нефтекачками - то, извините-с, народ оказался не тот, так что до свиданья, мы опаздываем на самолет. Западная же футурология после заметного всплеска, вызванного первым ресурсным кризисом начала 1970-х, явно упокоилась в Фукуяме и теперь интересна только на прикладных направлениях. Курцвэйла и Дрекслера надо почитывать, но общей картины они и не пытаются создать.
Так что настоящий сборник хорош уже тем, что его авторы - нормальные русские люди - думают о дальнейшем (и заодно прошедшем) российском житии-бытии, исходя при этом из весьма разных представлений о прекрасном, но без истерики, русофобии и чернухи.
Нелишне упомянуть о том, что думанье о будущем своей страны крайне необходимый этап в подготовке этого будущего. А те, кто живет лишь настоящим, по сути-то лишают свою страну будущего. И еще желательно, чтобы будущее страны имело четкие связи с ее традицией, иначе ее население будет уже не нацией, а глиной, из которой лепи, что хочешь - "новых русских", "других русских", сибирцев, ингерманландцев и т.д.
Теперь по составу (прочитал большинство эссе из сборника, но не все).
Сергей Шаргунов. "Письмо-2020." В данном тексте "всё рухнуло" из-за Поднебесной. Эссе или точнее рассказ молодого, но хорошо известного автора отразил страхи перед китайской опасностью. Страхи, прямо скажем, вполне обоснованные. Но на мой взгляд страшная сказка о желтом нашествии может стать явью только в одном случае. Если нас окончательно раздавит Запад и мы потеряем историческую субъектность и волю к самостоятельной жизни. Вот тогда ждите в гости, вернее в хозяева, не только "белых людей", но и китайцев, исламистов, турков и вообще кого угодно.
Куренков Дмитрий. "Счастливый человек." Тоже рассказ-жутик, только на тему "конкурентоспособной экономики", колониальной и сырьевой, построенной, наверное, по рецептам юргенсов-гонтмахеров. В окончательно демократизированной России, описанной автором, остатки русского "совкового" населения могут как-то выжить, лишь обслуживая нефтяные скважины. А в сити-городах живет "небыдло", вестернизированая высшая каста - колониальные администраторы и бизнесмены. Страшноватый прогноз выглядит вполне правдоподобным и играет роль впечатляющего предостережения.
Святенков Павел. "Будущее России: три сценария." Этот весьма уважаемый мной и интересный автор дает трезвый анализ положения России среди стран БРИК, высказывает совершенно правильные мысли о необходимости избавления от сырьевой зависимости и построения национального государства, но сильно портит свой текст, жонглируя словечками "демократия" и "демократизация". Оно и понятно, автор относится к т.н национально-демократическому политнаправлению, вдруг расцветшему в прошлом году. Если бы автор вспомнил о том, как Запад захватывает ресурсы в самых разных уголках земного шара, ломая национальные государства об колено, то думаю, лишних слов в тексте было бы поменее. Хозяином гешефта "демократизация" является западный капитал, и как он провел ее в Ливии мы наблюдали совсем недавно; можно вспомнить и наш февраль 1917 и наши 1990-е. Да и упомянутый автором Китай уже разок (в середине 19 в) отдемократизировали так, что он потерял 40 млн населения и, судя по Тяньаньмэню-1989 вряд захочет повторить это снова. Вообще, на мой взгляд, пребывание в информационном поле, созданном западными вампирами, само по себе опасно для построения собственного национального государства.
Дмитрий Володихин. "Большой кризис как надежда на очищение." Дмитрий препарирует "демократию" - только не ярлычок, а реальный механизм мировой власти - и показывает стоящую за ней феодальную пирамиду из финансовых домов и политаристократических кланов, управляющих миром при помощи своих "свит". Автор вводит для этих силовых групп название "платиновый миллион" - думаю, что оно утвердится в политологии. Значительная часть текста посвящена тому, какие шансы у России пройти в зазор между правящими финансово-политическими кланами, расширившийся благодаря кризису, и какие случайные и объективные факторы могут этому поспособствовать. Автор надеется на русских интеллектуалов, еще не вошедших в ту или иную "свиту", на русскую церковь. Кстати, если мне не изменяет память, в первый раз православное сообщество названо в качестве силы государственного строительства.
Гринчевский Игорь. "Россия через 30 лет." От живописного изображения пузыря современной капиталистической экономики, надуваемого демоном капитализации, автор идет к описанию фактов модернизации, начавшейся в некоторых реальных секторах российского хозяйства. Удивительное - рядом. Если это так, то понижательную фазу кондратьевского цикла мы преодолеем получше многих западных стран и это действительно внушает оптимизм.
Эдуад Геворкян. "Поиски." Эдуард продолжил серию рецензий на вымышленные книги вымышленного издательства "Новая космогония". Герою несуществующего романа сильно не повезло и он попал из светлого будущего в наше неустроенное время. С его помощью мы узнаем, что климатические катастрофы и социальные бунты на Западе отвлекут внимание сильных мира сего от России и она сможет спокойно поработать над своими проблемами, для начала скинув японских захватчиков с Курил, утрамбовав сепаратистов и этномафии, а затем сосредоточившись на развитии внутреннего рынка. Изложение краткое (попаданец уже при смерти), но увлекательное.
Павел Данилин. "Россия 2030." Автор дает добротный многофакторный анализ движения России в будущее. Не забыл Павел и о ресурсном кризисе, и о том, как его будет преодолевать Запад - за счет организации бойни то в одном, то в другом регионе планеты. В эссе есть очень верные предложения по изменению роли кредита и налогов, по электронизации рубля, что поможет совладать с коррупцией, по воссозданию "нормы" во взаимоотношениях людей меж собой и с государством. Учитывая близость автора к Кремлю, очень хочется верить, что так оно и будет. Из этой же близости вытекает и чрезмерное желание автора попинать мертвого льва - сталинский СССР, благодаря которому мы собственно и существуем на свете, а не раздавлены джаггернаутом Третьего Рейха и не испепелены атомными бомберами рейха заморского.
Андрей Меньшиков. "Сверхновая." Автор рисует поистине светлое будущее и мне особенно приятно, что светлее всего оно в Питере, который становится столицей Российской империи, базирующейся на православных ценностях. Оную возрождает вместе с монархией Земский собор - виват. Автор отмечает, что новая мощь России станет базироваться на новой высокотехнологичной транспортной сети в восточных регионах страны. Впрочем, Андрей сильно подпортил радость эпилогом, в котором наступил конец света. Недолго музыка играла...
Марк Москвитин. "Ретроспектива из начала XXII века." Автор оставляет в стране президентскую форму правления и уделяет главное внимание сфере воспитания-образования подрастающего поколения и общему оздоровлению жизни. А здоровые, образованные и морально развитые люди стремятся к чему - ну, конечно же, к звездам.
Юрий Баженов. "Пространство Евразии." Действительно лучезарная Москва будущего - центр Евразии. Особенно много внимания автор уделил вокзалам и транспортным средствам, выписанным со вкусом и знанием дела. Читал, вспоминая советскую фантастику 50-х. Испытал теплое ностальгическое чувство.
Юрий Вороненков. "Часолов Человека." Усмотрел ранне-стругацковские мотивы. Нарисовано развитое коммунистическое общество, где познание - высшая радость, а творчество важнее собственности. Иметь в голове такой идеал, я считаю, нам сегодня просто необходимо. И что интересно, это коммунистическое завтра, основанное на Промышленной революции 4.0., включает Православие.
Степан Вартанов. "Сумма нанотехнологий." Текст относится к прикладной футурологии и посвящен апгрейду тела с помощью киберимплантов и компьютеризации мозга на основе плавающих по кровотоку и коагулирующих наноботов; в общем, технологиям, управляющим сознанием и погружающим его в виртуальную реальность.
Ну и наконец я, Тюрин Александр. В своем эссе "Древо русской жизни" уложил в 15 тыс. знаков историю Руси, западного мира и желаемое мной технопатриотическое будущее - получилось, конечно, телеграфично. Пытался показать, как история успеха - создание самой большой страны в мире некапиталистическими средствами - может дать начало следующему русскому чуду. Наша традиция, наши формы общинного владения, в которых главное - справедливость ради общего выживания, а не выжимание прибыли любыми способами, очень пригодятся в мире ресурсного кризиса и стремящихся к сингулярности технологий. Не перемалывание ресурсов ради выброса на рынок недолговечных, зачастую ненужных и вредных товаров, а создание долговечных вещей (домов, магистралей, орбитальных станций и т.д.) станет лейтмотивом русской реиндустриализации. Ее главное достижение - серийное производство промышленных товаров, обладающих функциями самовосстановления. Применение углеродных каркасных структур и наноэлектроника многократно увеличат связанность страны в транспортном и информационном отношении. Возрождение массового производительного класса приведёт к национализации элиты...
Если мне чего и не хватило среди материалов сборника, то, пожалуй, описания новых возможностей централизованного планирования, базирующихся на почти неограниченных вычислительных мощностях уже недалекого будущего.
А. Тюрин о книге: Россия через 30 лет: выжить или жить? М., 2012.
Journal information