Кảмин (camin) wrote,
Кảмин
camin

Categories:

Из неопубликованной статьи "Высокие технологии в психологии"

Сергей Переслегин
Усвоение человеком новых умений происходит только с к а ч к о о б р а з н о. Имеет место переход между двумя психическими состояниями: "я никогда не пойму, как это делается, и не смогу этого делать" и "это настолько очевидно, что я не могу понять, что здесь можно объяснять". Если не говорить о первых годах жизни ребенка, скачки данного типа происходят:

- при овладении чтением;

- при овладении письмом;

- при всех стандартных расширениях множества чисел (дробные, отрицательные, рациональные числа, но не комплексные числа);

- при овладении понятием бесконечно малой величины и следствий из него (пределы);

- при овладении дифференцированием:

- при овладении интегрированием;

- при овладении комплексом специфических умений, образующих специальность;

- при овладении комплексом специфических умений, образующих явление информационного генерирования (иначе говоря, при переходе от изучения науки или искусства к осознанному профессиональному творчеству).

Заметим, что на любой из этих стадий по причинам, которые нам не вполне ясны, с к а ч к а м о ж е т  не  п р о и з о й т и. Это означает, что некоторое умение не перешло в стадию неосознаваемого профессионального применения и не может произвольно использоваться личностью для решения возникающих перед ней проблем. При этом необходимый алгоритм в п о л н е  м о ж е т б ы т ь  и з в е с т е н. Иными словами, человек знает буквы. Он знает, как их писать. Он может складывать из них слова. Он может написать предложение. Но! Эта работа потребует от него напряжения всех умственных и большей части физических сил. В связи с тем, что все ресурсы мозга расходуются на процедуру письма, неизбежны ошибки. Очевидно, что, несмотря на формальную грамотность (знание алгоритма есть), человек не может заниматься какой бы то ни было деятельностью, для которой одним из базовых или хотя бы значимых навыков является умение писать. Подобное состояние личности широко известно в современной педагогике и называется функциональной неграмотностью. Точно так же можно говорить о функциональном неумении интегрировать (весьма частая причина отчисления студентов с 1-х, 2-х курсов физико-математических специальностей).

Любопытно, что на более высоких ступенях скачок не происходит настолько часто, что это даже считается нормальным. Формула: "Отличный студент, но неудачно выбрал себе призвание. Ну, не физик он по мышлению - что тут поделать?" (не произошел скачок, позволяющий автоматически применять определенный - в данном случае физический - стиль мышления). Что же касается а в т о м а т и ч е с к о г о  т в о р ч е с т в а, то эти понятия вообще считаются несоединимыми, а людей, для которых процесс создания новых сущностей в науке и культуре есть обыденная профессиональная работа, не требующая особого напряжения сил, называют гениями. Однако же ребенку, больному функциональной неграмотностью, сверстник, овладевший письмом настолько, что он даже в состоянии писать, не глядя в тетрадь, тоже покажется гением!

Тем самым мы приходим к выводу, что творчество на уровне простой гениальности в принципе доступно каждому. Вопрос, что лежит на следующем "щелчке", чрезвычайно интересен,

но выходит за рамки данного конспекта.

Современное образование транслирует учащемуся знания (90 процентов которых, как показали исследования, благополучно и почти немедленно забываются) и очень ограниченное количество навыков, скачкообразно переводящих личность на следующую ступень интеллектуального или физического развития. Следует четко осознать, что бесконечные школьные упражнения и домашние задания, изнуряющие спортивные тренировки - все это не более чем бесконечные "броски кубика" в надежде на выпадение счастливой цифры - в надежде на "щелчок". А "щелчок" может произойти с первой попытки. Может не произойти никогда. Соответственно, принцип "повторенье - мать ученья" (или, что ближе к истине: "если зайца долго бить, он научится курить"), в сущности, сводится к давно и справедливо заклейменному ТРИЗовцами "методу проб и ошибок". В общем, хочется вспомнить группенфюрера Мюллера: "Разведчик или ломается сразу, или не ломается никогда - за исключением довольно редких случаев, когда его удается расколоть, используя специальные методы". Те 3-5 процентов, на которые удается повысить характеристики обучаемого за счет долгих тренировок, как правило, не стоят и десятой доли затраченных усилий.

По сути, скачкообразный характер перехода между ин- и аут- состояниями при "щелчке" наводит на мысль, что речь идет о структурном преобразовании психики. То есть "щелчок" требует разрушения структуры (образа мышления, картины мира) и создания другой, в которую новый навык включен "аппаратно", чтобы использоваться автоматически. Отсюда вытекает педагогическое значение процедур временной смерти (инициационные процедуры), помещения в обедненную/обогащенную/регулируемую информационную среду, приема лекарственных средств, снижающих входное сопротивление психики. Другой вопрос, что все эти приемы в лучшем случае относятся к низким технологиям, в худшем - лежат на дотехнологической стадии...

Заметим также, что современный человек, более-менее овладевший ресурсами своей психики на дотехнологическом уровне, по сравнению с обезьяной того же веса выносливее, сильнее, жизнеспособнее, быстрее. Наконец, он в среднем втрое дольше живет. Овладение ресурсами психики на низкотехнологическом уровне, по-видимому, позволит решить проблему "обычных" болезней. "Человек разумный" становится "Человеком здоровым". Но тогда на высокотехнологическом уровне не превратится ли он в "Человека бессмертного" (в смысле желязновского Эмбера)?


Tags: карательные хронологи, политика, фантастика
Subscribe

promo camin april 13, 2037 11:22 74
Buy for 10 tokens
Бывший Как вернуть любимогоPosted by Андрей Камин on 17 сен 2017, 08:22 Есть так же каналы: 1) Ратэпп https://t.me/ratepp с трансяциейratepp и группы вконтакте и еще пары источников и уютныечатики для обсуждения новостей из жизни телефонов доверия в Телеге и Вацапе. А теперь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments