Кảмин (camin) wrote,
Кảмин
camin

Categories:

Доминанта Ухтомского

На печакуче не успел поговорить о еще одном нашем земляке. Я в курсе, что Алексей Алексеевич Ухтомский родился в родовом поместье князей Ухтомских (Рюриковичи) в Рыбинском уезде Ярославской губернии. Однако, в 1888 году Алексей, не закончив полного курса классической гимназии, по настоянию отца и матери поступил в Нижегородский кадетский корпус имени графа Аракчеева. Именно там значительное влияние на него оказал будущий профессор Иван Петрович Долбня — преподаватель математики, знакомивший учащихся с широким спектром проблем естествознания. Позже А. А. Ухтомский назовёт его «учителем мысли». В кадетском корпусе Ухтомский проявил заинтересованность не только в физико-математических дисциплинах, но и в философии, психологии, этике и литературе. К 18 годам он знакомится с трудами Аристотеля, Декарта, Спинозы, Фейербаха, Джемса, Гегеля, Ницше, Канта и других учёных и философов.
Надо же так случиться, что на прошлой неделе я беседовал с представителями иннициатовной группы по восстановлению Аракчеевского Нижегородского кадетского корпуса, на базе школы, которую я закончил 28 лет назад.
Возвращаясь к нашей истории, хочу напомнить еще 1 эпизод, когда 1894 году под влиянием брата Александра и по совету И. П. Долбни Ухтомский поступает на словесное отделение Московской духовной академии. Когда я узнал, что молодым слушателем Духовной академии Ухтомский полтора месяца живет в отделении хронически больных в Ярославском сумасшедшем доме,а годы, проведённые в академии, он считал счастливейшими и плодотворными для своего духовного совершенствования. Я немедленно вспомнил фрагмент из биографии К. Г. Юнга, который только на территории психиатрической больницы пригороде Цюриха почувствовал себя по настоящему свободным. Это было, когда 1990 году, он стал работать ассистентом у известного в то время психиатра Э. Блёйлера в университетской психиатрической клинике Бургхёльцли. Он тогда тоже поселился на больничной территории, и с этого момента жизнь молодого сотрудника стала проходить в атмосфере психиатрического монастыря. Э. Блёйлер от себя и сотрудников требовал точности, аккуратности и внимательности к пациентам. На территории больницы царил сухой закон. Карл Юнг упоминает, что первые шесть месяцев он провёл совершенно отрезанный от внешнего мира и в свободное время читал. Но вернемся к Алексею Алексеевичу.  Тема диссертации князя: «Космологическое доказательство Бытия Божия». В ней выдвигается тезис о неограниченных возможностях человеческого разума, об уникальности каждой личности. В академии у Ухтомского возникает идея выявить естественнонаучные основы нравственного поведения людей, найти физиологические механизмы, с помощью которых складывается и развивается всё разнообразие человеческой личности. Ухтомский становится кандидатом богословия. Позднее в автобиографии Ухтомский напишет: «Кандидатская диссертация поставила настоятельно на очередь ближайшее изучение физиологии головного мозга, нервной деятельности вообще, а также физиологии поведения». Закончив академию, он отказывается от открывающейся перед ним церковной карьеры, переходит в православное старообрядчество — единоверие, так как его имение Вослома всегда было населено старообрядцами-филипповцами. При этом князь хочет стать физиологом, а поскольку по закону выпускники духовных академий и семинарий поступать на естественные отделения университетов не имели право, поступил на Восточный факультет. С 1899 года Ухтомский был вольнослушателем на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета, где овладел древнееврейским языком. На следующий год вошёл в число нормальных студентов Физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета для изучения физиологии (закон запрещал ему поступать на этот факультет, но не запрещал переводиться с другого факультета)
.В 1902 году князь начал специализацию при профессоре Н. Е. Введенском. С 1909 года ведёт с ним совместную работу над рефлексами антагонистов. В 1911 году защитил магистерскую диссертацию по теме «О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний», в которой изложил результаты пятилетних опытов, в ней был впервые выражен принцип доминанты, развитый потом в 1921 году и в последующие годы. После защиты диссертации в течение 5-ти лет читал курс лекций в Психоневрологическом институте (ныне Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова). Оставлю за кадром
его иеромонашество в миру, участие в Поместном Собора Русской православной церкви и 2 ареста в годы Советской власти.
С 1920 года князь заведовал лабораторией Естественнонаучного института. В 1922 году после смерти Н. Е. Введенского принял под своё начало кафедру физиологии человека и животных Петроградского университета. С 1935 года был директором основанного им Института физиологии ЛГУ, а с 1937 года — и руководителем электрофизиологической лаборатории АН СССР. Был заведующим биологическим отделением Ленинградского университета, в 1931—1938 годах — президент Ленинградского общества естествоиспытателей. Кроме университета, преподавал физиологию в Институте Лесгафта, в психоневрологическом институте и на рабфаке Ленинградского университета. В 1932 году награждён премией имени В. И. Ленина. В 1933 году избран членом-корреспондентом, в 1935 году — действительным членом Академии наук СССР. .
В это же время  Ухтомский начинает свои публичные выступления с обоснованием принципа доминанты как нового учения о работе мозга. На рубеже 1923—1924 годов сделал доклад на II Всесоюзном съезде психоневрологов и физиологов нервной системы, на котором выдвинул принцип доминанты как один из основных факторов центральной иннервации. В 1927 году написал монографию «Парабиоз и доминанта», в которой выясняется органическая связь доминанты с основными установками Н. Е. Введенского в его учении о парабиозе. В последующие годы пришёл к пониманию того, какую роль играет в доминанте фактор переменной лабильности физиологического субстрата, что выражено в докладе 1934 года «Возбуждение, торможение, утомление». Согласно Ухтомскому, доминанта — временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, создающий скрытую готовность организма к определенной деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов.
В 1941 году Ухтомский остался в блокадном Ленинграде, участвовал в организации работы учёных на нужды обороны, руководил актуальными для военного времени исследованиями по травматическому шоку. Умер он 31 августа 1942 года, не успев прочитать подготовленный за неделю до смерти доклад «Система рефлексов в восходящем ряду».
Главным открытием Ухтомского принято считать разработанный им принцип доминанты— теорию, способную объяснить некоторые фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека. Принцип доминанты описан им в работе «Доминанта как рабочий принцип нервных центров» и в других научных трудах. Этот принцип явился развитием идей Н. Е. Введенского.
Термин «доминанта» Ухтомский, по его собственным словам, заимствовал из книги Рихарда Авенариуса «Критика чистого опыта». В примечании к работе «Доминанта как рабочий принцип нервных центров» Ухтомский пишет: «Я употребляю этот термин в смысле Авенариуса: «В конкуренции зависимых жизненных рядов один из них приходится рассматривать как доминанту для данного момента, в направлении которой определяется тогда общее поведение индивидуума».
Под «доминантой» Ухтомский и его последователи понимали «более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причём вновь приходящие в центры возбуждения сигналы служат усилению (подтверждению)
возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко разлиты явления торможения».
Учение о доминанте переросло рамки физиологии и стало целым направлением в русской философской антропологии, оно также используется в психологически ориентированном литературоведении. А так же является основанием для палеопсихологических теорий профессора Б. Ф. Поршнева о концепции возникновения языка и сознания человека. Но об этом в следующий раз. Или 27 мая на группе.
Tags: Нижний Новгород, Юнг, байки джиарщика, карательные хронологи, спихотерапия
Subscribe
promo camin 11:45, thursday 2
Buy for 10 tokens
Это очередная открытая группа активного воображения. То есть присоединиться к ней можно в любой момент любому человеку, заинтересовавшемуся данной темой. Поработаем в технике активного воображения с образом внутреннего целителя. И актуальное голосвание по темам следующих групп
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments