«Из всех искусств кино» действительно все семьдесят лет было для них «главнейшим». В мутные и смутные девяностые, когда коммунистическая идеология рухнула, кино освободилось и запрыгало на волюшке, не заметив, правда, что заодно с идеологией вытряхнуло из себя мораль.
Спускаясь от большого концептуального экрана до простонародных мыльных сериалов (подобно тому, как служанка донашивает господское платье) пошли раскручиваться сюжеты, воспевающие золотое сердце продажных женщин и суровую мужскую дружбу ворья.
Но в краткий миг национальных надежд и военных побед (кто еще помнит их, эти надежды?) синематограф вдруг встрепенулся. Пошли попытки что-то сделать не единственно ради денег. Попытки то большие и провальные, то скромные и удачные, вроде милого сериала «Империя под ударом». Но вот хоть деритесь со мной, эти телодвижения производились под ту музыку, что на самом деле звучала. Все это очень быстро кануло в Лету, массовое кино сделалось сугубо развлекательным. А ныне, очень и очень похоже, его пытаются перековать из игрушки обратно в инструмент идеологии. Скажу иначе: десять с лишком лет назад кино пыталось стать идейным. Сегодня его снова делают идеологическим. Идейность всегда искренна. Идеологичность всегда связана с насилием и обманом. Это пляска безногих под пенье немых. Но прошу прощения за долгую присказку.
Я про телевизор вспоминаю единственно в тех случаях, когда надобно переделать гору нудной домашней работы.
Вот и включила недавно НТВ. Шел какой-то отечественный боевик: находились трупы, рыдали родственники, честные полицейские брали след преступников. Охотились эти честные полицейские, надо сказать, за целой организованной бандой, имеющей свои разветвленные сети, засекреченные базы. За бандой нарко… не угадали. Не за бандой наркоторговцев. За бандой наркологов. Конечно, это были наркологи глубоко отрицательные и вообще даже внешне противные. Но доблестная полиция их нашла, повязала, посадила, и с той поры все наркоманы в городе зажили безопасно и счастливо.
По просмотру сего хэппиэнда мне пришла в голову мысль. Я не скажу вам, какая. Я не сказала, а вы знаете. Не телепатия ли тут? Нет. Мы просто вспоминаем позабытое умение читать между строк, смотреть между кадров.
Тот фильм я смотрела не с начала. Поэтому неизъяснимое название мне неведомо. Но внутри одного фильма анонсировался другой.
И тут уже название с анонсом так меня заинтриговали, что четырехсерийную ленту «Белый человек» (сценаристы Олег Антонов и Вадим Панов, режиссер и продьюсер Александр Мохов) я даже включила нарочно. Специально включила, чтобы посмотреть, вот ведь как. Герой (суровый такой симпатяга, в роли – Сергей Плотников) образ-обобщение, как бы русский народ, в принципе неплохой, но имеющий недостатки, безусловно подлежащие исправлению. Повоевав юношей в Афгане, он не любит «черных» и даже отказывается обслуживать их в автосервисе. А вот тут минуточку внимания. Азербайджанец, которому герой, именем Федор Ильин, не угодил, ведет себя действительно нагло, по-хозяйски, «скупил полгорода». В панельном же доме, где обитает герой, раскинулся целый кишлак. Узбеки в халатах разводят во дворе костры, варят на них в огромных котлах плов. «Я в своем городе живу», то и дело хмуро говорит Ильин-Плотников, а зритель, натурально, начинает ему сопереживать. Что происходит? Может быть, это правдивый сериал? От нас даже не думают скрыть ни наглости и неправедного богатства кавказцев, ни удручающего обилия среднеазиатов. Герою снятся по ночам перенесенные в Афгане пытки… Как интересно!
Дальше еще интереснее. Соседи Ильина – таджики: старшая сестра и младший брат. Парнишка зарабатывает на жизнь … воровством. (Что за дела, опять правда?) Но он хороший, этот Закир, очень хороший. Вот познакомился он на дискотеке с богатой девушкой, напросился к ней в гости. (Надеюсь, таких дур уже почти не осталось – впускать вечером в пустой дом незнакомого таджика). Пошарил втихую по шкафчикам, нашел, где красавица прячет доллары и колечки с сережками. И так вдруг парню сделалось совестно девичей доверчивости, что потихоньку же вынул сворованное из кармана и положил обратно. На чем и ушел. Даже не изнасиловал. Ну и не убил, конечно. Ау, криминальные сводки! Впрочем, воровать телефоны юноша после этого эпизода не перестал.
«Русский человек вкалывал, чтоб заработать на этот айфон, а ты скупаешь краденое!» - гневно кричит нечистоплотному торгашу… полицейский? Не угадали. Вовсе даже страшный «фашист», кошмарный до невозможности, садистический убивец. Вот ведь странность, а мне эти слова не кажутся словами злодея… Да, неладно со мной, неладно.
Обстоятельства складываются так, что от таких-то кромешных типов в черном наш герой, борясь с самим собой, с собственными, понимаете ли, предрассудками, и вынужден защитить двух милашек – юного вора и его уж вовсе замечательную сестру, в которую потихоньку влюбляется.
И все опять же кончается хэппиэндом: одного фашиста утопили, другого повесили, а третьего застрелили, но перед смертью он успел сознаться, что ему, фашисту, без разницы, что носить – магендовид, свастику или чего-то еще (но не полумесяц и не серп с молотом, заметим), что главное дело для всех фашистов деньги. А «за фашизм лучше всего платят». К этому баснословному утверждению мы еще воротимся. Но пока – хэппиэнд с перспективой двух смешанных браков за кадром. (Ну да, ну да, второй брак – юного вора с девушкой, которую он хотел обокрасть. Вы что-нибудь имеете возразить?)
Ах, еще. Брат и сестра – не гастарбайтеры, они вовсе даже беженцы. В их кишлак ворвался свирепый басмач из Афганистана и всех перерезал. Таким образом, вероятно, все эти беспокоящие нас миллионы таджиков появились в России, спасая свои жизни от афганцев. Афганистан переезжает в Таджикистан, Таджикистан в Москву. Всем хорошо. Ну, кроме, понятно, угрюмого чудака, которому не по нраву приготовление плова около подъезда. В отличие от помянутого выше безымянного сериала, в «Белом человеке» ни разу не произносится такое слово, как «наркотики». Ну и правильно, сериал же не про злых наркологов, а про добрых таджиков.
Счастливый конец слегка омрачен обстоятельством, слегка подзабытым авторами. На что будут жить молодожены? Работы-то в автосервисе герой лишился, стараниями «скупившего весь город» и действительно противного азербайджанца. Между тем именно тут и заключена мораль. Противный азербайджанец или не противный, а раз ты уже перевоспитан, так надобно и прогнуться. Терпи. Ты ж не хочешь походить на этих, кошмарно-ужасных?
Терпи, терпила, терпи, русский народ! Да, кавказцы утратили стыд, да, узбеки варят плов перед подъездом, да, таджики воруют, но те, кто пытается защитить твои интересы – они-то и есть главные враги, гитлерогебельсогиммлеры, лютые и алчные. Такое качество, как алчность, умиляет особенно, осуждаемое теми, кто сварил подобное «мыло». Ребятки, как вас там, Панов, Антонов и Мохов, вы гонорары за свое «чего изволите», часом, не перевели ли целиком какому-нибудь антифашистскому фонду? Я не верю, что вы настолько глупы, чтоб ваять это всерьез. Вы радовались, выполняя тучный заказ, похохатывали и шутки шутили за работой. Вы будете шутить до тех пор, пока симпатичный «беженец» не напросится вечером в дом к вашей дочери. Вот тогда вам станет уже не до смеху. А винить не придется никого, кроме себя самих.
В кино пришла пропаганда. Бессмысленная, ибо ей никто не верит, но напористая. Бездарная. Времена гипнотического морока, присущего пропаганде середины прошлого века, невозвратно миновали.
Лживое сегодня бездарно, а бездарное лживо. Хоть это утешает.
Кстати, как раз перед этим фильмом у меня был инцидент в социальной сети. Некий литературный тусовочник в виде шутки преподал молодежи такой секрет «коммерческого успеха»: снять фильм о любви русской интеллигентной девушки и таджика-гастарбайтера, чтобы за ними гонялись весь фильм злые «скины», а таджик в финале оказался бы сыном иранского миллиардера. Народом давно подмечено, что скрывается в каждой шутке. Опоздал малый со своей готовностью обслужить. Но и носится же тема в воздухе, однако. Я задала тусовочнику один вопрос: не перепутал ли он коммерцию с хорошо оплачиваемым агитпропом? Все ж таки два разных способа обогащения, и первый из них, даже если речь идет о банальном «мыле» – куда больше заслуживает уважения. На это безвестный писатель со товарищи впал в истерику и пустился стирать мои посты. Задело за живое. Однако его имя обойдем сострадательным молчанием, ибо он лишь помечтал, а Панов, Антонов и Мохов – сделали.
Судя по всему – таких Пановых, Антоновых и Моховых сейчас будет еще много.
Представления не имея о том, как расхлебать сваренный у подъезда плов, власть бестолково мечется. Развязывает мошну на подачки идеологической обслуге, смутно понимая, что нельзя же только запрещать. Ну как удастся заморочить? Тут все понятно.
Но кто же все-таки «больше всего платит за фашизм» в нашем «обществе развитого антифашизма»?
Я не скажу, что настоящих поклонников Адольфа Гитлера среди нас нет. Есть, как не быть. Все непопулярные правители имеют одно общее свойство, очень и очень скверное. В попытках сделать себе политический капитал на чужих подвигах, они пачкают все, к чему прикасаются. Чем больше «партия власти» будет уделять внимания «великой поБеде в великой войне», тем больше юнцов она, родимая, сама загонит в гитлерюгенд. Потому, что маленькие они еще и рассуждают просто: что для этих хорошо, то для меня плохо. Но мальчишки, во-первых, из подобной логики вырастут, во-вторых, никто им, конечно, не платит.
Впрочем, в сотый раз упомяну (Катон, славная тень!), что оплачиваемые любители Третьего Рейха все же существуют, вот только платит им, как ни странно, сама власть. Та самая, что сделала борьбу с «фашизмом» альфой и омегой своей идеологии. Да, я снова веду речь об «элитном» клубе «Флориан Гейер», основанном на руинах давнего «Черного ордена SS» оккультиста Е.Головина. Недавно гейеровцы устанавливали «менхир» на могиле «учителя». Положим, попади мы на их закрытые собрания, покатились бы со смеху, глядючи, как Александр Гельевич Дугин рвет волоски из своей замечательной бороды, приговаривая: «Трах-тибидох-тох-тох, вызываю тень «сиящего Гиммлера»! Озари нас «абсолютным рассветом из пустых глазниц!», а остальные то ли приплясывают, то ли хоровод водят. Не знаю я их свычаев. А все ж-таки Макс Шевченко и Миша Леонтьев люди во власть слишком вхожие, чтоб мы вовсе не замечали того, что их кормят грудью выходцы из «полой земли»: Гельевич Дугин и Дарик Джемаль. А Макс и Миша вполне могут посоветовать кому надо, какое кино снимать.
Я не скажу, что настоящих поклонников Адольфа Гитлера среди нас нет. Есть, как не быть. Все непопулярные правители имеют одно общее свойство, очень и очень скверное. В попытках сделать себе политический капитал на чужих подвигах, они пачкают все, к чему прикасаются. Чем больше «партия власти» будет уделять внимания «великой поБеде в великой войне», тем больше юнцов она, родимая, сама загонит в гитлерюгенд. Потому, что маленькие они еще и рассуждают просто: что для этих хорошо, то для меня плохо. Но мальчишки, во-первых, из подобной логики вырастут, во-вторых, никто им, конечно, не платит.
Впрочем, в сотый раз упомяну (Катон, славная тень!), что оплачиваемые любители Третьего Рейха все же существуют, вот только платит им, как ни странно, сама власть. Та самая, что сделала борьбу с «фашизмом» альфой и омегой своей идеологии. Да, я снова веду речь об «элитном» клубе «Флориан Гейер», основанном на руинах давнего «Черного ордена SS» оккультиста Е.Головина. Недавно гейеровцы устанавливали «менхир» на могиле «учителя». Положим, попади мы на их закрытые собрания, покатились бы со смеху, глядючи, как Александр Гельевич Дугин рвет волоски из своей замечательной бороды, приговаривая: «Трах-тибидох-тох-тох, вызываю тень «сиящего Гиммлера»! Озари нас «абсолютным рассветом из пустых глазниц!», а остальные то ли приплясывают, то ли хоровод водят. Не знаю я их свычаев. А все ж-таки Макс Шевченко и Миша Леонтьев люди во власть слишком вхожие, чтоб мы вовсе не замечали того, что их кормят грудью выходцы из «полой земли»: Гельевич Дугин и Дарик Джемаль. А Макс и Миша вполне могут посоветовать кому надо, какое кино снимать.
Впрочем, в чем нестыковка? Я же уже разобралась с нею в знаках препинания. Борются у нас с «фашизмом», а не с фашизмом. Все складно. Но настолько ли наивен наш народ, чтобы не понять: превосходство белой расы – переменный признак человеконенавистнической идеологии. Постоянный ее признак – человеконенавистничество. Фашизм вполне может быть цветным. Не только может, но и есть. Он идет на нас. Только нам на сей раз предлагают разоружиться перед ним и всенародно записаться в терпилы.
Выбросить, что ли, этот телевизор?
Елена Чудинова, писательница.
Р.S. Попалось мне как-то на глаза продолжение "милого" сериала Некст с Абдуловым. Уж не помню какая часть. Но меня потряс образ такого "собакевича" из маленького русского городка, решившего травить синтетическими наркотиками жителей богопротивных мегаполисов. Почему-то мне казалось, что среди наркоторговцев хватает жителей маленьких городков, но совсем из других стран. Режиссер там Фомин, а кто сценарист, продюссер?
Елена Чудинова, писательница.
Р.S. Попалось мне как-то на глаза продолжение "милого" сериала Некст с Абдуловым. Уж не помню какая часть. Но меня потряс образ такого "собакевича" из маленького русского городка, решившего травить синтетическими наркотиками жителей богопротивных мегаполисов. Почему-то мне казалось, что среди наркоторговцев хватает жителей маленьких городков, но совсем из других стран. Режиссер там Фомин, а кто сценарист, продюссер?
Journal information