Иногда таким сверх-опекающим становится родитель, ребенок которого был нежеланным. Сознавая это, чувствуя свою вину и пугаясь собственных мыслей, родитель начинает вести себя по отношению к ребенку сверхпокровительственно. Другая возможная причина этого - смерть старшего ребенка в семье. Еще один вариант, когда дается такое предписание, - моделирование сверхосторожного поведения. Такая ситуация может быть в семье, где отец - алкоголик: мать боится любого действия, так как это может вызвать взрыв со стороны отца, и передает такое поведение ребенку.
В результате ребенок убежден, что все, что он делает, неправильно, опасно; он не знает, что ему делать, и вынужден искать кого-то, кто подсказал бы ему. Став взрослым, такой человек испытывает проблемы с принятием решений.
Второй тип родительских указаний - директивы или разрешения. Они тоже невербальны и состоят в поддержке определенного детского поведения. Поэтому и приходится использовать техники с малым количеством слов.
Ксати еще и вербальные драйверы или контрпредписания, сформулированные Тайби Калером:«Будь сильным» , «старайся» , «делай все на отлично» , «спеши» и «радуй меня». Все это, естественно, невозможно выполнить — кому и когда удавалось быть достаточно сильным, достаточно много работать, достаточно радовать кого-то и в достаточной мере спешить куда-то? Нет способа стать верхом совершенства.
Обратные предписания также включают в себя религиозные, расовые и половые стереотипы, передаваемые из поколения в поколение. Даже женщины, уверенные в своей эмансипированности, часто готовят и убирают дом в дополнение к своим регулярным обязанностям и работе потому лишь, что верят обратному предписанию «место женщины — дом».
Обратные предписания являются сообщениями открытыми, вербальными и несекретными.
К сожалению Том не поясняет, что делать с открытым вербальным и несекретным запретом в духе "у тебя никогда не будет семьи". Или как сформулировала мама одной моей клиентки "Ты никогда не будешь женой", тут же поправившись контрпредписанием
Journal information