Кảмин (camin) wrote,
Кảмин
camin

Categories:

Творческий утопист (часть 1)

В Трансакционном Анализе, как я уже писал ранее,  Личностная адаптация – это термин введенный Полем Варом. Он определяет стиль чувств, мыслей и поведения, развившийся в результате раннего детского опыта.
Большинству из так называемых "нормальных людей", в действительности, присуще сочетание личностных адаптаций, иногда некоторых аспектов их всех. В этих стилях жизни нет ничего патологического. Каждая адаптация, как и ее название, имеет положительные и отрицательные свойства. Двойственные, "бытовые" названиябыли введены Венном Джойнсом, чтобы отказаться от стигматизирующих "псевдоклинических" терминов. Что соответствует идеологии ТА, со времен Эрика Берна. отказывавшего себе в специальной терминологии. Он использовал бытовые слова и выражения. Но, как часто бывает в сектах, ребенок и Ребенок в ТА имеют совершенно разные определения.
Каждая адаптация, как и ее название, имеет положительные и отрицательные свойства. Например, чрезмернореагирующие (-) энтузиасты (+) или очаровательные (+) манипуляторы (-). В этих стилях жизни нет ничего патологического. И звучит это гораздо благозвучнее, чем истерики или психопаты. Эти названия просто обозначают наши стили решения проблем. Каждый человек находится в определенной точке континуума определенных адаптации, у кого-то более сильны положительные аспекты, у кого-то отрицательные. У каждого человека как минимум одна адаптация для выживания и одна адаптация для одобрения выражены ярче других.
АДАПТАЦИИ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ
Согласно теории Вара у каждого из нас есть по крайней мере одна адаптация для выживания, которая формируется до двутрех лет. Это сначала были:
Параноики Блистательные скептики и Креативные мечтатели или Шизоиды. Затем к ним добавились, не без влияния Т. Калера (Taibi Kahler), Асоциальные Личности более известные, как психоСоциопаты или Очаровательные Манипуляторы.
Вот как рассказывает об этом Елена Лазаренко, без ссылки на перовисточник, если доверие к окружению подорвано (родители не могут о нас адекватно позаботиться, так как они перегружены, не замечают наших потребностей или непоследовательны в заботе о нас), мы определяем, как будем справляться с ситуацией одни. Мы решаем:
1. Отстраниться, позаботиться о себе самостоятельно и не создавать другим проблем,

2. Критиковать или атаковать, чтобы справиться с любой угрозой, скептически наблюдать и приходить к резким заключениям о других,
3. Маневрировать с помощью нашего быстрого мышления, чтобы выжить или выиграть.

Или как описано у Поля это:
Развитие
Согласно доктору Eric Berne, личность можно разделить па три эго-сотояния: Родителя, Взрослого и Дитя. Ребенок рождается родителями со всеми тремя эго-состояниями. Традиционно в нашей культуре мать берет на себя ответственность за уход за своим беспомощным новорожденным и сначала функционирует в нормальном симбиозе с младенцем. Когда малыш плачет, мать должна подумать, решить, что не так, и разрешить его проблемы. Если его биологические и эмоциональные потребности удовлетворяются, ребенок растет и физически, и эмоционально и, по ходу, учится думать. Однако это начальное мышление примитивно и интуитивно скорее, чем осторожно, объективно или последовательно. По мере продолжения развития, ребенок также учится, как заботиться о других и, делая это, учится, как заботиться о себе. Постепенно его мышление становится более иску¬шенным и абстрактным, так что он учится заботе о людях, играя в папу и маму. Многое из того, что ребенок знает о том, как думать, а также о том, как заботиться о других, естественно вырастает из его взаимоотношений со своими родителями и другими важными взрослыми фигурами в его жизни. Если биологические и физические потребности удовлетворяются, он вырастет нормально, научится думать ясно и эффективно заботиться о других и себе самом. Симбиотическая зависимость перестанет существовать, и ребенок постепенно станет автономным.

Когда младенец полностью погружен в свои желания и потребности, и мир откликается на его плач, он, некоторым образом, является более сильным, чем когда-либо будет снова. Но в реальности, конечно, человек не сможет всегда удовлетворять все желания и потребности. Поэтому в процессе развития дети должны адаптироваться к окружающему миру и могут выбрать один из трех возможных путей. Они могут остаться беспомощными и маленькими, тем самым, приглашая других продолжать заботиться о них, думая о них. Второй путь адаптации - заботиться о других людях, угождать им и быть полезным. Третий путь - быть вредным или бунтующим с установкой «Я поборю тебя» или «Ты не сможешь заставить меня». Те. кто учится заботиться о других, могут начать делать это очень рано в своей жизни с 3-5-летнего возраста. Если один из родителей беспомощен, ребенок переворачивает роли и, примитивным образом будет думать и заботиться о беспомощном родителе. Те, кто адаптируется через вредность и бунт, всю свою жизнь продолжают цепляться к людям, которые пытаются заставить их делать или думать определенным образом, и они продолжают свою битву. Люди первоначально адаптируются одним, в некоторых случаях двумя, из этих способов и продолжают все больше и больше углублять адаптацию по мере проживания своей жизни.

Предписания и драйверы
В процессе роста дети получают два первичных типа посланий от родителей и других значимых взрослых: предписания и драйверы (контрсценарные послания), которые более специфично влияют на личностную адаптацию. Предписание, данное родителями в начале жизни развивающегося ребенка, говорит ему, что не делать, как действовать, думать и чувствовать. Предложенная Robert Goulding (1972) концепция предписаний является крайне полезной в понимании того, как люди становятся теми, кем они являются, и как нарушается и задерживается их эмоциональное развитие. Он перечислил 13 предписаний: НЕТ, НЕ СУЩЕСТВУЙ, НЕ БУДЬ БЛИЗОК, НЕ БУДЬ ХОРОШИМ, НЕ БУДЬ ЗДОРОВЫМ, НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ, НЕ ЧУВСТВУЙ, НЕ ВЫРАСТАЙ, НЕ ДУМАЙ, НЕ ПРИНАДЛЕЖИ, НЕ ДЕЛАЙ ЭТО, НЕ РАДУЙСЯ, НЕ БУДЬ ВАЖЕН. Определенные комбинации предписаний приводят к определенному типу персональной адаптации. Кроме того, некоторые, такие как НЕ СУЩЕСТВУЙ и НЕ ДЕЛАЙ ЭТО (наиболее повреждающие и деструктивные), приводят к более патологической адаптации, чем другие.

Терапия
Получив эти два типа посланий в качестве поведенческих детерминант, ребенок выбирает один (или более) из шести главных личностных типов в качестве своей адаптации, хотя многие индивиды не являются чистыми типами. Дети, которые получили послания от родителей (или других значимых взрослых фигур), не являющихся чистыми типами, обычно становятся смесью двух основных личностных типов с первичной и вторичной личностными адаптациями. Этими шестью типами являются: Истерическая, Обсессивно-Компульсивная, Шизоидная, Антисоциальная (или, по старой терминологии, Социопатическая или Психопатическая), Пассивно-Агрессивная и Параноидная личность. Другие типы, перечисленные в DSM III (1980), а теперь и МКБ-10 не представляются чистыми личностным адаптациями
.Я несколько утомился, пока писал вступление к описанию типа, поэтому решил ограничится для затравки фрагментом таблички из статьи Поля.
Адаптация Характеристики Описание Драйверы Предписания
Шизоидная Избегающая пассивность
Мечтатели
Избегающие
Отделенные
Робкий
Чрезмерно сензитивный
Эксцентричный
Будь сильным
Старайся или
Угождай другим
Не делай это
Не принадлежи
Не радуйся
Не будь здоров
Не вырастай
Не чувствуй
(любви, секса,.
радости)
Не думай

Продолжение следует...
Tags: Берн, спихотерапия
Subscribe

Posts from This Journal “Берн” Tag

promo camin april 13, 2037 11:22 74
Buy for 10 tokens
Бывший Как вернуть любимогоPosted by Андрей Камин on 17 сен 2017, 08:22 Есть так же каналы: 1) Ратэпп https://t.me/ratepp с трансяциейratepp и группы вконтакте и еще пары источников и уютныечатики для обсуждения новостей из жизни телефонов доверия в Телеге и Вацапе. А теперь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments