Кảмин (camin) wrote,
Кảмин
camin

Староновогодняя группа активного воображения

Очередная группа активного воображения состоится 13 января в 19.00 в центре Планета Людей.
Тема встречи "Исполнение новогодних желаний".
[Spoiler (click to open)]

Хотите проститься Старым годом окончательно, что бы встретиться с Новым годом лицом к лицу? Ну, тогда послушайте длинную историю по мотивам предыдущих встреч. Всем известно, что желания хороших мальчиков выполняет Дед Мороз. Хотя став постарше они начинают писать письма его внучке. Она отвечает за контакт дедушки с аудиторией, являясь его персональным помощником. Но так было не всегда. И это место в го свите она заняла совсем недавно.

Я практикую технику активного воображения в групповой форме. Это позволяет мне знакомиться с образами коллективного бессознательного простых нижегородцев без регулярного сидения на местных форумах или обращения к бред-лентами социальных сетей. Сейчас в воображении моих клиентов царит архетип русской народной троицы (Деда Мороза, Снегурочки и Снеговика). Поговорим о них. Вопрос кем же являются мать и отец Снегурки, внучки Деда Мороза, регулярно посещает детей и взрослых.
Но ответа на него не найти в детских книжках. Постараюсь приоткрыть вам завесу этой мрачной тайны славянского пантеона божеств. В этическом отношении они были ничуть не лучше греческих родственников. Убийства, измены, инцест – практически обязательные свойства «божественной» генекоалогии. Дед Мороз относительно новый персонаж появившийся в фолклёре российских горожан лет 200 назад. До этого его почитали исключительно в сельской местности, где он имел привычку заявляться вместе с приведениями духами умерших родственников исключительно на Дяды и кормили его поминальной едой (кутьей).
Связь его с культом смерти очевидна. Но сам он не является богом смерти, хоть и попать к нему можно бросившись в колодец. Это старинный бог славян Велес. Велес с его странноватым набором паствы в виде пастухов, торговцев, воров и волхвов был скорее славянским Гермесом, божественным Психопомпом или проводником. Кстати, не забыть подкинуть эту идею РЖД.
Действительно в изначальном индоевропейском мифе существовал загробный пастух, пасший души умерших. Примерно тем же занимался и Велес. Этот вопрос довольно подробно исследован Б. Успенским в филологических разысканиях в области славянских древностей «Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского» 
Так что наш славянский Один удобно устроился на месте Санта Клауса. И от старых замашек Харона осталось у него привычка спрашивать детей «Хорошо ли ты вел себя в прошлом году?»
Его супругой была богиня Мара или Морана. У нас в каждом городе до сих пор есть посвященные ей Марьины рощи возле кладбищ. Ну, а снежная баба, которую дети лепят каждую зиму ни что иное, как ее идол.  Вглядитесь в очертания ее фигуры. Чем она отличается от каменных баб и прочих палеолитических Венер? Современные долбославы любят изображать ее исключительно Богиней Смерти, эдакой Снежной Королевой. Хотя очевидно, что ее образ гораздо многограннее. Она отвечала не только за смерть но и вечную жизнь.
Самим словом Морана западные славяне называют чучело Зимы сжигаемое по весне. У нас это чучело называют русским словом Кострома, родственным слову костер. Чучело Мораны (надоевшей Зимы-Морены, Костромы) сжигали на празднестве Комоедицы в День весеннего равноденствия, когда слабое зимнее солнце обращалось в окрепшее весеннее и на всей планете наступала астрономическая весна.  После введения церковью в XVI веке постного праздника Масленицы (церковной Сырной седмицы) взамен запрещенного языческого празднования древней Комоедицы, люди стали сжигать чучело Зимы в последний день Масленицы — Прощеное воскресенье.

А были ли у Зимы и Велеса дети, кроме разных кикимор? Один точно был. Это Морозко или коротко – Мор. Да, да тот самый, который очень любил кататься на лошадке, подобно своим западнославянским дядьям Святовиту, Радогасту и Трояну. Из-за этой пр
ивычки к кочеванию его так и звали Кощей. Действительно, помотало его по свету. В Индии он заглянул к принцу Гауптаме Шакямуни , как демон-искуситель, возглавляющий царство богов (параниммитавасаватти)и соблазнял Будду Гаутаму видениями красивых женщин (возможно, своих дочерей). В буддийской космологии Мара персонифицируется как воплощение безыскусности, гибели духовной жизни. Мара — искуситель, отвлекающий людей от духовных практик путем придания привлекательности земной жизни или выдавая отрицательное за положительное.
Ранние буддисты, однако, расценивали Мару не как бога, всемогущего повелителя зла, а, скорее, как досадную неприятность. Многие сюжеты преданий, в которых Мара встречается с Буддой, носят определённо ироничный оттенок.
«Мара многолик» — говорят буддисты, когда хотят сказать, что существует некоторая сумма сил (привязанностей и
страхов как результат соприкосновений с окружающей материальной и прочими иллюзорными «реальностями»), вновь и вновь увлекающих человеческую сущность к очередному воплощению.
На западе он предстает в образе ужасного снеговика Сноумена. Видимо, из за этой многоликости его начнут путать с одним из 4 всадников Апокалипсиса,  с настоящей чумой на белом коне.  А пока он командует в подземных чертогах. У него в сказках 3 царства, Каменное, Медное и Железное.  Ну или если хотите красивостей - Медное, Серебряное и Золотое.
В России он костляв. И филологи до сих пор спорят, из за его костлявости или из-за тюрского "кош", кщей означает еще и пленник. А кроме того, любил он похищать девиц. Их, правда, выручают потом разные Иванушки.  Начинает одна такая сказка сказка довольно неприятно для Кощея. Он в плену у амазонки, окрутившей Ивана-Царевича после смерти родителей. Через некоторое время степная воительница отъезжает и наказывает супругу: «Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не моги заглядывать», не то «худо нам будет». Но не послушался Иван-Царевич и давай из себя жену Синей бороды строить открыл чулан, отворил дверь — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Выпив три ведра воды, принесённые ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья. При этом он похищает саму его супругу.
Иван-царевич решает её вернуть, и несколько раз освобождает из Кощеева плена, но Кощей всё время настигает его на своём волшебном быстроногом коне. Два раза он щадит Ивана (из-за того, что тот ему помог), на третий — убивает. Однако, зятья оживляют Ивана и дают ему добрый совет: добыть волшебного коня. Когда у Ивана появляется такой же волшебный конь, как у Кощея, они сходятся в поединке, Иван убивает Кощея и освобождает жену.
Кто такая эта девица? Возможно, жена Перуна, богиня любви Леля. Правда, сейчас принято сомневаться в самом ее существовании даже в мифах древних славян.
Сначала, как и в случае с ее матерью Ладой, приходится решать вопрос о мужском или женском естестве этого персонажа. А. Н. Островский и Н. А. Римский-Корсаков своей «Снегурочкой» убедили публику в том, что Лель – юноша, однако это так же далеко от истины, как и превращение кочевников-берендеев в архаических славян. Целый ряд записей говорит о Леле (Леле) в женском роде. Особенно показателен обряд-игра «Ляльник», посвященный только этому персонажу и подробно описанный Фаминцыньш. Обряд наблюдался у украинцев и белорусов юго-западного края России. Проводился он в канун юрьева дня, 22 апреля; эти дни назывались «красной горкой», что отличалось от обычного наименования «красной горкой» фоминой, послепасхальной недели. Если перед древней масленицей, когда в природе устанавливалось весеннее равноденствие и солнце побеждало зиму, люди «закликали весну», приглашали её, то в юрьевские дни, когда уже появлялась первая трава, когда распускались деревья, можно было уже праздновать приход весны, её ощутимое присутствие. Этот весенний праздник «рrimavera», первой зелени действительно очень напоминает по своей сущности античные элевсинские мистерии, связанные с весенним возвращением Персефоны.
Персефона-Кора – дочь Деметры; второе имя подчеркивает дочерний, юный характер весенней богини. Напомню, что анонимный русский автор XVII в., сочинение которого использовал Гизель, прямо называет Ладу матерью Леля и Полеля. В этом указании на материнство Лады автор, очевидно, опирался только на современный ему этнографический материал, так как у него нет никаких параллелей с античной мифологией и он не упоминает ни Цереру, ни Прозерпину, что делали польские авторы. Мужской род детей Лады также условен.
Материнство Лады явствует и из тех песен, где при закликании весны к ней, Ладе, обращаются за разрешением: «Благослови, мати Ладо, весну закликати!». У русского этнографа XVII в. были все основания считать Ладу матерью.
Отбросим Полеля как песенное повторение, примем женский род для Лады и Лели (к чему нас обязывает фольклорный материал), и мы получим архаичную пару: мать и дочь – богини оживающей и рождающей природы. Эта пара много древнее, так сказать, исконнее, чем античные мифы или фольклорные реминисценции, и она ведет нас к паре охотничьих рожаниц, тоже являющихся матерью и дочерью. Но здесь мы имеем дело с рожаницами уже аграрными, связанными не с приплодом зверей, а с вегетативной силой весеннего расцвета растительности вообще и хлебных злаков в частности.
Дочерняя сущность Лели-Ляли явствует из целого ряда близких к этому мифологическому имени слов: «ляля», «лялька» – ребенок, дитя, кукла, игрушка; «лелеять» – бережно носить ребенка; «люлька» – детская колыбель; «лелека» – аист, с которым связано поверье о том, что он приносит детей, и многое другое. «Леля», «Ляля» могло быть почти нарицательным обозначением «дочери», подобно тому как Персефона, дочь Деметры, именовалась просто «Корой», т. е. тоже «дочерью».
Лада или Диди-Лада (Великая Лада?) объединяет, весеннюю аграрную обрядность с обрядностью брачной.
Имя Лады в большинстве случаев сопровождается дополнительными словами, за которыми, по мнению средневековых авторов, стоят особые божества, в силу чего они требуют специального рассмотрения.
Известны сочетания: Дид-Лада (вариант Диво-Лада), Мати-Лада, Лель, Лель-Полель; средневековые источники добавляют загадочное имя, которое в латинской транскрипции выглядит как Iassa или Iesse, где удвоение s должно соответствовать славянскому шипящему.
Следовательно, фонетически это должно выглядеть примерно как «Яша» («Яжа») или «Еше» («Еже»). Попытка Длугоша объяснить это слово как имя Юпитера-Зевса настолько отпугнула всех последующих исследователей, что они обходили его молчанием. А между тем в нашем распоряжении есть некоторые данные, позволяющие приблизиться к раскрытию смысла. Дело в том, что в Польше, Белоруссии и на Украине существовали легенды о змеях, которые, прожив дважды по семь лет, превращались в особых кровожадных существ, называемых по-польски «смоками», а по-украински – «яжами». К. Мошинский сам записал такую легенду о «яже» (jaze), пожирающем людей. Особенно много подобных легенд в окрестностях Кракова и в самом Кракове.

Вы поняли, кем является загадочный Ёжин с Бажин из звестной чешской песенки?
Теперь мы можем  вспомнить детскую игру, где Яша, или Ящер, роль которого исполняет мальчик, сидит в центре хороводного круга и выбирает себе девочку-жертву. В какой связи змей или ящер упомянут рядом с Ладой, сказать трудно. Быть может, это было только локальным явлением в отрогах Карпат: ченстоховские поучения XV в. против Лады, Леля и Яжи писались всего в трёх днях пути от Кракова с его знаменитым смоком. Дид-Ладо объяснено ещё в прошлом веке при помощи литовского языка как Великая Лада, Великое божество (Dedis Dewie)
Пришло время напомнить, как зовут жену Ивана-царевича в известной сказке. А зовут ее Марья Моревна. Дочь морского царя? Как же.
В. В. Иванов и В. Н. Топоров связывают имя Марены с именем римского бога войны Марса, первоначально также имевшего аграрные функции, восстанавливая общую праформу *Mǒr- (допуская при этом, что позже, возможно, произошло смешение — в духе народной этимологии, — корней *Mǒr- и *mer-, «смерть», в результате чего божество плодородия стало ассоциироваться ещё и со смертью. Но от богини плодородия и жатвы у нее остался серп или коса.
Что же это получается? Брат похитил сестру, да еще склонил ее к запретной связи. А плоды ее были уничтожены. Анализ этого сюжета убедил меня в том, что Перун был умирающий и воскресающий бог сильнее, чем все исследование Льва Клейна «Воскресение Перуна». В первоначальном мифе измена жены бога тоже сопровождалась гибелью плодов измены в результате гнева бога. Но настоящего наследника потом воскрешали.
Что-то похожее происходит со Снегурочкой. Сначала она возрождается в опере Островского где-то в Костромской губернии. А затем, когда бульдозер имени Пелевина вычищает из свиты Деда Мороза ангелов, роль ангела или демона достается Снегурочке. Происходит это аккурсат в 1937 году на кремлевской елке. Да и адресок для писем у нее словно из той самой поры г. Кострома, ул. Лагерная д.38
А что же вы хотите от существа родившегося в плену и преданного своими родителями?

Зарегистрироваться
Tags: Нижний Новгород, Юнг, спихотерапия
Subscribe

promo camin april 13, 2037 11:22 74
Buy for 10 tokens
Бывший Как вернуть любимогоPosted by Андрей Камин on 17 сен 2017, 08:22 Есть так же каналы: 1) Ратэпп https://t.me/ratepp с трансяциейratepp и группы вконтакте и еще пары источников и уютныечатики для обсуждения новостей из жизни телефонов доверия в Телеге и Вацапе. А теперь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments