Кảмин (camin) wrote,
Кảмин
camin

К Международному дню защиты детей

Я последнее время консультирую на сайте http://childhelpline.ru и в группе https://vk.com/childhelpline
Правда время от времени, больше супервизируя волонтеров. Так что текст лег на мои актуальные размышления.
Оригинал взят у m_d_n в Приказано выдержать
К 1-му июня, Международному дню защиты детей :)

Цитируем по книге: Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства. М: Дата сквер, 2009. 248 с. Со стр. 25-31

Ранняя юность – возрастной период, когда появляется потребность узнать внутренние смыслы поведения, познать себя. Подросток становится главным инженером проекта Я-концепции и должен отобрать из внешних значений то, что для этого годится. Естественно, стройку нужно сначала огородить. При помощи эмоционального и смыслового барьеров.

Эмоциональный барьер внешне проявляется как эгоизм.Ещё вчера добрые и отзывчивые, дети равнодушно относятся к попыткам старших вызвать к себе сочувствие или интерес к своим заботам. Происходящее в мире взрослых перестаёт интересовать подростков. Такой раскол в сфере чувств понятен, ибо с подросткового периода человек вместо прежней ориентации на предшествующее поколение, в поддержке которого он нуждался, начинает ориентироваться на грядущее поколение, которое сам готовится произвести. Это воплощается в разнообразных отклонениях от желаемого и ожидаемого поведения и служит причиной взаимных претензий, огорчений и недоразумений.

В свете новых чувств доводы рассудка приобретают своеобразную окраску. Попытки воздействовать на подростка в этот период представляются чрезвычайно затруднительными. То, что без затруднений доходило до сознания ребёнка, как бы повисает в воздухе. Оно не воспринимается, так как не становится в сознании предметом обсуждения. Ярче всего смысловой барьер даёт о себе знать, когда задето самолюбие подростка. В таких случаях после нескольких фраз он попросту перестаёт следить за ходом рассуждений своего оппонента. Однако и в обычном доброжелательном общении любая попытка взрослого навязать своё мнение, как правило, наталкивается на известное противодействие. Постоянная готовность отстаивать "независимое суждение" обусловливает специфическую черту подростков – активное стремление вступить в спор, используя для этого любую возможность. Внешне такой спорщик производит впечатление уверенного, он сам провоцирует возникновение спора, но стоит внимательно выслушать его или просто присмотреться к мотивам его оппозиционности, как обнаружатся тревожная настороженность, боязнь попасть в ситуацию, которая может поколебать создавшееся представление о себе. И как только неприкосновенность своего "я" оказывается под угрозой, психологические барьеры дают себя почувствовать.

Под защитой психологического отчуждения проверяется ролевая структура личности (в рамках имеющихся возможностей). Роли-принципы, роли для себя самого – источник нравственных потребностей и регулятор социальных ориентаций. Роли-статусы, роли для других – это роли, сформировавшиеся в процессе воспитания и принятые личностью за ориентиры собственного достоинства. Роли-функции имеют прагматичное значение, реализуемое в поступке, это роли-навыки для достижения цели. …Из ядра личности исходит энергия предпочтений, влечений, побуждений. Сопоставить ролевую оболочку со спонтанностью характера – это и есть собственное творчество подростка, где чужой опыт не указ. …Признавая рождение личности, общество даёт ей возможность некоторое время существовать в форме подростковых личностных реакций: группирования, эмансипации, имитации и оппозиции.

everyday-object-art-faces-victor-nunes-8

Реакця группирования освобождает строительство внутреннего мира от давления социальных институтов. Проснувшееся стремление узнать себя требует защиты, получить которую в сложившейся системе общественных отношений с их достаточно жёсткими экспектациями невозможно. Подростки инстинктивно создают стихийно возникающие группы, где чувствуют себя корпоративно обособленным островком архаичных социальных отношений, позволяющим экспериментировать и ошибаться безнаказанно. Группа, как правило, одновозрастная и однополая. …Подростки сохраняют верность моральным принципам (в том рудиментарном варианте, на который они уже способны в этом возрасте), принятым в их среде, особенно перед лицом официальных представителей общества и государства. Такая корпоративная солидарность, с учётом эмоциональной природы её возникновения, может служить причиной делинквентного поведения и истолковываться окружающими как пренебрежение к установленным нормам, моральным и этическим ценностям, традициям и институтам. Отсутствие раскаяния и страха наказания, происходящее из "неполного осознания фактического характера и социальных последствий своих действий", нередко создаёт у взрослых иллюзию деградации нравов (или психопатизации, а иногда и того, и другого).

Реакция эмансипации внешне может находиться в диапазоне от реального ухода из дома (сравнительно редко) до огульной критики родителей (в каждой семье). Ярче всего она проявляется в ответ на стремление взрослых вызывать на откровенность и носит защитный характер (сила действия равна силе противодействия). И это понятно, так как строительство мира в воображении – дело исключительно индивидуальное. Поделиться воображаемым невозможно, оно не имеет каналов передачи информации. О происходящем в воображении со стороны можно только догадываться по косвенным признакам. Например, обращает на себя внимание разрыв между общепринятым и индивидуально значимым смыслом слов. С начало подросткового возраста у взрослых теряется уверенность, что их собеседник правильно понимает обращённое к нему. То есть лексикон он, естественно, улавливает верно, но истолковывает иначе.

Далее, манера ставить свои представления выше впечатлений с тем подростковым снобизмом, который особенно раздражает окружающих, на деле обозначает защиту ещё хрупких конструкций своего мироощущения от бесцеремонного вмешательства реальности. "Деревянная" твёрдость собственных отвлечённых схем вопреки ожидаемым сочувствию, сопереживанию, состраданию производит впечатление эмоциональной тупости и пугает близких (вдруг останется таким эгоистом навсегда).
И, наконец, воля, будучи израсходована на внутреннее строительство, не оставляет жизненной активности на такие мелочи, как личная гигиена или помощь взрослым, что может показаться редукцией энергетического потенциала. …С тем, что несколько лет воображение будет доминировать над впечатлениями, обыденное станет таинственным, мир полным скрытых смыслов (шизоидизация), а поведение неординарным, приходится мириться.

Реакция имитации обнаруживает себя поразительным однообразием внешнего облика и манеры поведения молодёжи в данной культурной среде. Все похожи друг на друга, но не чувствуют никакого дискомфорта от отсутствия оригинальности. Если учесть, что подростки ни за что не хотят походить на взрослых, такая смесь разнонаправленных мотивов кажется не вполне адекватной. При этом они в упор не видят своё отражение в зеркале глазами взрослых.
Стремление эмансипироваться от фактов, сочетающееся с желанием обратить на себя внимание окружающих экстравагантным образом (ориентироваться на внешнего наблюдателя)… приводит к "однообразной пестроте". Претендуя на оригинальность, человек, не чувствующий своего я-образа, всегда кому-то подражает. Богатое воображение разнообразит варианты.
…По-видимому, нечёткость Я-образа на первых порах его формирования подменяет отражение воображением. Социальные роли, которые теснятся в голове, можно проигрывать в жизни для получения информации о своих возможностях лишь в намеренно игровой ситуации, гротескно. …А если вспомнить, что в подростковом возрасте ролевые конфликты нередко разрешаются конверсионным способом (переходом психического напряжения в физическое недомогание или расстройство функций), легко понять, почему авторы, описывающие истерию, выделяли её подростковый вариант.

Реакция оппозиции выражается в своеобразной оценке своего положения в обществе. А именно, приступая к строительству целого мироздания, человек ощущает себя главным действующим лицом. Вполне естественно, что и в реальной жизни его не оставляет это впечатление. Ему кажется, что окружающие обращают внимание на то, куда он пошёл, что делает, с кем общается, и ждут, чтобы он высказал своё мнение. Отсюда вопиющая бестактность, которую, как правило, снисходительно прощают, отлично понимая, что взрослеющему человеку просто не приходит в голову, что он может быть в чём-то хуже других.
Вместе с тем самоуверенность не лишена тревоги… Рациональный ум подсказывает, что нужно знать меру в вещах и точно представлять себе уровень дозволенного. Это подталкивает к постоянным экспериментам с тем, что другим запрещено… чтобы осознать, в какой мере можно рассчитывать на исключительность своего положения. Ну а тем взрослым, кому в силу привязанности деваться некуда, приходится выступать в качестве подопытных. Доводить до белого каления близких, лишённых возможности протестовать, - самый прямой путь это установить. …Наказание, как правило, не влечёт раскаяния, а вызывает враждебность и желание отомстить, либо организовать событие, которое ухудшит положение окружающих. Он запоминает происходившее не таким, каким оно было, а иначе, как будто он был в центре и выглядел достойно (отсутствие критики к себе напоминает эпилептическую параноидность). Окружающие не взыскивают строго, понимая, что "из тех, кто не мечтал в юности переделать мир, мало что получается".
Конец цитаты.

Вопросы сообщникам "на подумать": как проходил ваш подростковый возраст, какие реакции (группирования, эмансипации, имитации, оппозиции) преобладали в вашем поведении в отрочестве, ранней юности, юности? Черты какого психофизиологического психотипа (циклоидного, шизоидного, истероидного или эпилептоидного) наименее проявлены в вашем мироощущении в настоящий момент?

Искренне ваша,
Ольга Викторовна
Tags: Здоровая жизнь - Стиль Жизни, МГППУ, Москва, РАТЭПП, дети
Subscribe

promo camin april 13, 2037 11:22 74
Buy for 10 tokens
Бывший Как вернуть любимогоPosted by Андрей Камин on 17 сен 2017, 08:22 Есть так же каналы: 1) Ратэпп https://t.me/ratepp с трансяциейratepp и группы вконтакте и еще пары источников и уютныечатики для обсуждения новостей из жизни телефонов доверия в Телеге и Вацапе. А теперь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments